“Иуда Искариот” 1. В какой общественной атмосфере создавался рассказ? С какой целью Л. Андреев обращается к известному библейскому образу?
2. Как вы определите основную идею рассказа? В каких строках произведения, на ваш взгляд, эта идея нашла свое наиболее завершенное воплощение?
3. Что подчеркнуто писателем в облике Иуды уже в первой главе? Прокомментируйте описание как будто двоившегося лица Иуды.
4. С какой целью совершает предательство Иуда в рассказе Л. Андреева?
5. Известно, что образы Христа и Иуды воспринимались писателем в их тесном соприкосновении, что Андреев-художник рисовал их распятыми на одном кресте. Как связываются эти образы в рассказе “Иуда Искариот”?
6. Прокомментируйте последние слова Иуды в рассказе: “Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус”.
7. Справедливы ли суждения критиков, современников Андреева, о том, что писатель стремился “возбудить симпатию к Иуде и антипатию к человечеству”?
293
375
Ответы на вопрос:
Врассказе перед читателем предстает поэтичная картина русской деревни. жители прекрасно знают друг друга, и кажется, будто все они — члены одной большой семьи. окружающий мир мы видим глазами маленького мальчика, а значит, непосредственно и просто. ему все вокруг кажется интересным и занимательным. вместе с ним мы увлекаемся рыбной ловлей, пугаем птиц, нас захватывает ощущение ужаса, когда забегаешь в пещеру с нечистой силой. на самом деле все повествование — это воспоминание уже взрослого человека о своей задорной мальчишеской жизни. именно поэтому в рассказе его сквозит чуть заметная ирония и умиление: насколько важным казались маленьким людям их дела. ну разве может быть что-то важнее, чем ловля мерзкого на вид водного обитателя, живущего под камнями? а как заманчиво бывает потихоньку пробраться в дом левонтия и послушать песни! детское восприятие настолько эмоционально и живо, что читатель невольно чувствует себя сообщником во всех мальчишеских делах, активным участником. тем не менее этот рассказ не просто поэтичное воспроизведение мира детства, но изображение воспитания человеческой души. мальчик отправляется за ягодой. но, потеряв ее, он под влиянием своих приятелей решается обмануть бабушку. он кладет траву на дно кузовка, а сверху засыпает ее горстками земляники. этот обман не раскрывается сразу. но совесть мучает мальчика почти все время. от стыда и от страха он убегает от бабушки и боится возвращаться домой. мальчик прекрасно понимает, что заслужил наказание. и утром, обрадованный появлением дедушки, растроганный, он просит прощения и покорно выслушивает укоры бабушки. но тут случается неожиданное: несмотря на такое вероломство внука, бабушка покупает ему обещанный пряник — коня с розовой гривой. рассказчик вспоминает этот момент как один из самых светлых в своей жизни. здесь рождается вера человека в добро. для него это лучший урок великодушия и душевной щедрости. он клянется сам себе, что никогда не пойдет больше на подлость и коварство. ведь обманывать, мошенничать всегда гораздо проще, чем что-то создавать, чем трудиться над своей душой, чем просить прощения и раскаиваться. на вероломство не нужно много ума и выдержки, «дурное дело не хитрое», — говорят в народе. а вот сколько душевной храбрости, мужества надо, чтобы признаться в содеянном, чтобы простить, уступить, да и просто любить! в своем произведении астафьев показывает нам добро в концентрированном виде, простое, незатейливое, мудрое. астафьев помещает своих героев в живописное окружение, мастерски передает обычаи и быт глубинки. и кажется, будто таких героев найдешь в любой деревне, куда ни загляни. это и мудрая, хозяйственная бабушка мальчика — екатерина петровна, и легкомысленная тетка васеня, и ее муж — прожига левонтий, и типичная деревенская детвора. самым, пожалуй, значимым способом создания образов у астафьева является язык. «нечего куски выглядывать, — гремела она. — нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане», — говаривала бабушка своему внуку, собравшемуся было улизнуть на пир к левонтию. а уж язык детворы: «зато мне бабушка пряник конем купит! — может, кобылой? — усмехнулся санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; — скажи уж лучше — боишься ее и еще жадный! — я? — ты! — жадный? — жадный! — а хочешь, все ягоды съем? — сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду…» астафьев как будто понимал, что прогресс науки и техники вовсе не означает прогресс человечества, его внутреннего мира. поэтому он возвращается к истокам — в глубинку, где, по его мнению, все духовные силы нации. план 1. бабушка посылает мальчика за земляникой. 2. мальчик собирает ягоду вместе с соседскими . поддавшись их провокациям, он отдает им все собранное на съедение. застилает кузовок травой, а сверху насыпает немного ягоды. 3. бабушка увозит на продажу землянику. мальчика мучает совесть. 4. бабушка возвращается. наказание неминуемо, оно было бы страшнее, если бы не было дедушки. 5. мальчик получает пряник — коня с розовой гривой — несмотря на свой проступок.
Популярно: Литература
-
AlexCameron15.01.2021 17:03
-
sksjdjdjxk11.07.2020 05:30
-
irynks468dig04.03.2023 05:09
-
alisabeletzkay25.04.2020 09:22
-
viceofficial04.08.2020 20:43
-
санёк123456781762608.03.2023 18:49
-
ark2006panozs0he12.02.2020 15:54
-
maria2289014.05.2021 00:35
-
8900056600421.02.2023 06:24
-
ассасин3219.09.2021 19:27