Ответы на вопрос:
достоянием крестьян было кружево, плетеное из льна, что вполне соответствовало тем тканям — холсту, крашенине, пестряди — которые оно украшало. у него не было развитых узоров в силу исключительно численного способа плетения. оно служило отделкой крестьянской одежды и существовало в форме края или прошвы. численный способ плетения обусловил в основном характер узоров. основой кружевных промыслов в боровском и лихвинском уездах было мерное многопарное кружево в форме прошвы и края. стилистически калужское промысловое кружево близко кружеву подольскому. это кружево многопарное, с цветочными рисунками на тюлевом фоне, с тонкими решетками, со сканью обводов. калужское промысловое кружево характеризует особая тонкость, явное предпочтение тюлевому фону, легкие растительные узоры. искусно выполненные работы калужских мастериц удостаивались дипломов на выставках, о чем свидетельствуют архивные документы.
значительным явлением в народном искусстве калужского края являлась художественная керамика. среди цеховых знамен калужских ремесленников можно увидеть знамя с надписью «кафельный». расцвет изразцового производства в губернии относится к xviii веку. в топографическом описании калужского наместничества 1785 года значится десять кафельных заводов, а в 1857 количество их сократилось до двух. последняя четверть 18 века совпадает с образованием калужского наместничества, и расцвет изразцового производства в губернии в это время можно объяснить масштабами строительства. в это время в моде были изразцовые печи с крупными ампирными рисунками по всему зеркалу, нередко датированные. еще в 1944 году такие печи можно было увидеть в некоторых домах калуги. в кокм находятся изразцовые печи, датированные 1759 годом, с изящными и сюжетными панно. калужские изразцы вывозились в москву и другие губернии. известно, в частности, что калужские изразцовые печи украшали здание малороссийской коллегии в глухове.
изготовление калужской глиняной игрушки, которая известна в настоящее время больше как хлудневская игрушка, по этнографическим материалам во многом связывается с праздничными гуляньями — ярилками. они проходили на пасхальной неделе в селах и городах губернии. здесь необходимы были традиционные «свистульки», «сопелки», в виде козы, конька, медведя, бабы с гусем, птички, вылепленные из глины, без поливы, с яркой раскраской. само название праздника — ярилки — происходит от имени древнего славянского бога солнца — ярилы. имена ярилы, купалы, богов языческого пантеона, сохранила народная память в топонимике, в праздниках весенне-летнего цикла. утрачена магическая и заклинательная сущность древнего действа, но калужская глиняная игрушка во всем своем комплексе бессознательно донесла до наших дней древние вятические формы, сохранила в механической передаче апотропейное значение образа.
в настоящее время проблема использования традиций народного искусства в современном художественном процессе остается актуальной не только для искусствоведов и , но и для мастеров декоративно-прикладного искусства.
Популярно: Музыка
-
angelvkedah928.10.2021 12:39
-
алинкаблн06.09.2022 03:40
-
DetasGames08.11.2022 14:27
-
DazaOtaku15.07.2020 04:47
-
Zhora23129.09.2022 04:49
-
Анна080908.03.2021 04:51
-
nigina880701.02.2022 22:53
-
Aldiyar2624.05.2023 08:13
-
Наташа135806422528.09.2020 01:37
-
ENOT234u31.12.2020 01:39