tukva83
23.04.2023 15:31
Музыка
Есть ответ 👍

Характеристика лунной сонаты бетховина

117
350
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

vuqar203
4,8(18 оценок)

в русле этих исканий находится и цикл «лунной»; его форма существенно отличается от традиционной. и, однако, свойственные этой музыке черты импровизационности сочетаются с обычной для бетховена логической стройностью. более того, сонатный цикл «лунной» отмечен редким единством. три части сонаты образуют неразрывное целое, в котором роль драматургического центра вы­полняет финал.

главное отступление от традиционной схемы — первая часть — adagio, которое ни по общему выразительному облику, ни по фор­ме не соприкасается с классицистской сонатностыо.

в известном смысле adagio можно воспринимать как прообраз будущего романтического ноктюрна. оно проникнуто углубленным лирическим настроением, его окрашивают сумрачные тона. с ро­мантическим камерно-фортепианным искусством его сближают не­которые общие стилистические черты. большое и притом самосто­ятельное значение имеет выдержанная от начала до конца однотипная фактура. важным является также прием противопоставле­ния двух планов — гармонического «педального» фона и выразительной мелодии кантиленного склада. характерно приглушенное звучание, господствующее в adagio.

и вместе с тем эта музыка одновременно и отлична от мечта­тельного романтического ноктюрна. она слишком глубоко проникнута хоральностью, возвышенно-молитвенным настроением, углуб­ленностью и сдержанностью чувства, которые не ассоциируются с субъективностью, с изменчивым состоянием души, неотделимыми от романтической лирики.

вторая часть — преображенный грациозный «менуэт» — слу­жит светлой интермедией между двумя действиями драмы. а в финале разражается буря. трагическое настроение, сдерживаемое в первой части, прорывается здесь безудержным потоком. но опять, чисто по-бетховенски, впечатление необузданного, ничем не ско­ванного душевного волнения достигается посредством строгих классицистских приемов формообразования6.

основным конструктивным элементом финала служит лаконич­ный, неизменно повторяющийся мотив, интонационно связанный с аккордовой фактурой первой части:

в этом мотиве, как в зародыше, содержится динамический при­ем, типичный для всего финала: целеустремленное движение от слабой доли к сильной, с акцентом на последнем звуке. контраст между строгой периодичностью повторений мотива и стремитель­ным развитием интонаций создает эффект крайней взволнован­ности.

на подобном восходящем, все усиливающемся драматическом движении с резким акцентом в самом конце строится главная тема:

в еще более крупном масштабе этот же тип развития отражен в форме финала.

арпеджированное изложение, которое в первой части выражало спокойствие и созерцание, приобретает характер острой возбуж­денности. эти интонации господствуют в финале, преображаясь иногда в бушующий фон. они проникают и в патетическую побоч­ную партию, отличающуюся ораторски-речевой выразительностью.

музыка всей части воплощает образ бурного трагического вол­нения. вихрь смятенных чувств, вопли отчаяния, бессилие и протест, смирение и гнев слышатся в этом потрясающем по своей силе финале.

valeriatomilov
4,8(31 оценок)

Все эти исполнители - классические

Популярно: Музыка