Пейзажные образы в рассказе оленьи рога. зрительные образы; звуковые образы; образы-запахи; образы-ощущения
Ответы на вопрос:
эксперимент по рассказу ю. казакова «оленьи рога», построенный па методе возрастных проекций, в значительной мере прояснил содержание и характер читательского восприятия на каждой из трех ступеней развития: iv—vi, vii—viii, ix-x классы. с целью уточнения этих данных мы провели эксперимент на художественном материале, отдаленном от современного школьника. рассказ и. с. тургенева «бирюк», где событийное начало проступает ярко, представляется нам в значительной степени отличным от стиля рассказа ю. казакова. однако цель второго эксперимента не ограничивалась уточнением данных. вторая эксперимента состояла в том, чтобы представить, какие сдвиги происходят в читательском восприятии школьников в пределах одного периода развития. поэтому мы избрали iv и vi классы как крайние точки самой затяжной эпохи развития наивно-реалистического отношения к .
третья эксперимента по рассказу тургенева «бирюк» заключалась в сопоставлении реакции читателей разных эпох для определения временной доминанты восприятия.
проведение второго эксперимента позволило уточнить характеристики читательского восприятия на разных этапах развития ученика. разные стороны восприятия в каждый из периодов развития обнаруживают известное единство, сочетаемость качеств; наивный реализм в области эмоций характеризуется активностью сопереживания, прямой формой выражения чувств. однако эмоциональная оценка произведения, как правило, исходит из его темы, из его событийного содержания. эстетический критерий оценки произведения не осознан и лишь стихийно присутствует в сознании части учеников. поэтическое и живое отношение к сюжету, содержанию произведения свойственно для
этого периода и в области понятийного мышления. при наивном реализме ученики цельностью восприятия смысла произведения, улавливают при чтении лейтмотив авторской мысли, хотя характеризуют его подчас неполно и огрублено. в объяснении поступков героев, причин событий соседствуют прямолинейно связанные частные и общие мотивы. на заключительной стадии наивного реализма (vi класс) отмечается стремление к социальной характеристике героев произведения, которая часто берется в отрыве от других его качеств.
в читательском воображении присутствуют различные формы конкретизации образов (зрительные, слуховые, образы-состояния, речевые и т. в период наивного реализма заметна трудность фиксирования и выражения читательских образов из-за отсутствия опыта самонаблюдения, скованности речи. отдаленность произведения от читателя заметно сковывает работу воображения. пересказ и называние чувств героев в определенной сцене часто оказываются заменой конкретизации, предстают как неразвитые, непроявленные формы видения.
наивный реализм характеризуется игнорированием автора как творца художественного произведения. внимание к художественной форме произведения искусства в общем составе читательского восприятия крайне незначительно.
период нравственного самоуглубления, через который ученики обычно проходят в vii—viii классах, отмечен интенсивностью сопереживания ситуаций и проблем художественного произведения вплоть до лирического присоединения к героям, подмены авторских чувств собственными. несовпадение читательских чувств с авторскими частично осознается учениками и приводит к противопоставлению читательского и авторского мироотношения. наряду с заостренным выражением собственных чувств в ответах учеников усиливается и косвенное отражение эмоций.
Популярно: Литература
-
egorikysik28.12.2021 00:30
-
Littlebybigheart111108.03.2023 11:23
-
bezimeni314.10.2020 09:44
-
jurakos919.06.2022 12:53
-
sofia06050608.06.2022 17:47
-
игроман0219.10.2020 20:10
-
ЯестьПаша08.06.2023 09:41
-
Alphons14503.04.2023 14:44
-
Карпыч119.09.2020 05:41
-
Gtfdgrrgd10.01.2020 15:07