Ответы на вопрос:
Ламетри вошел в как сторонник радикального механицизма и связанного с ним материализма, который он рассматривал как «очевидный результат всех наблюдений и опытов величайших философов и врачей». мир рассматривался ламетри как совокупность проявлений протяженной, внутренне активной материальной субстанции, наделенной чувствительностью, ощущениями. ее выступают неорганическое, растительное и животное (включающее человека) царства. более того, философ подчеркнул, что «способность чувствовать» является одним из атрибутов материи, присущих как животным, так и людям, о чем говорит сходство внутреннего строения их органов чувств. однако и способность чувствовать, как и другие проявления живых организмов, ламетри стремился истолковать с позиций механистического материализма. весь мир – материя и движение, но движение механистически истолковываемое. и если человек – часть мира, то часть также рассматриваемая как механизм. человека и другие живые организмы ламетри стремится понять как существа органического мира. выдвигая свой механистический тезис: «человек-машина», он при этом показывает, что человек – это машина «особого рода», которая способна «чувствовать, мыслить, уметь отличать добро от зла». кроме того, «человеческое тело – это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения». и, наконец, человеческое тело, в отличие от часового механизма, продолжает функционировать и после «поломки в нем даже нескольких колес и пружин». в рамках этого механицизма ламетри при этом одним из первых начал строить свои философские обобщения не только на основе механики, но и на результатах биологических и исследований. обращаясь к природе и познанию души, философ критикует своих предшественников и считает, что познать душу можно только на основе опытов и наблюдений врачей, которые «созерцая нашу душу тысячу раз, наблюдали ее как в низменных проявлениях, так и в ее величии». познание он понимал как процесс, который должен начинаться с чувственного восприятия реальности, дальнейшего опытно- экспериментального исследования и завершается рациональным обобщением фактов, которое, в свою очередь, должно подвергаться опытной проверке. только в их единстве эти ступени познания могут дать истинный результат. говоря о материи как единственной субстанции, ламетри писал, что это «вовсе не гипотеза», а истина потому, что она достигнута на основе «соединения воедино» разума с чувствами и опытом. таким образом, механицизм ламетри явился выражением, с одной стороны, возможностей этого миропонимания, а с другой – его ограниченности. значение его заключается в том, что он показал, насколько могут быть плодотворными идеи механицизма при объяснении природы, и одновременно, каковы те тупики, к которым ведут любые абсолютизации любых идей в философии. тем самым всей совокупностью своих решений, в том числе и заблуждений, и примитивных подходов (ведь ни растение, ни тем более человек – не машина, как бы ни истолковывался образ этой машины) он подготовил почву для осознания ограниченности механистической философии и, следовательно, дальнейшего развития науки и философии.
Популярно: Обществознание
-
rensatkontri06.11.2020 22:42
-
ДашаЛис5619.09.2021 18:19
-
kalinkamalinka36923.05.2023 12:51
-
0Frozen022.09.2021 14:26
-
ddolgiev113.09.2020 06:33
-
TaKuRGRAF16.09.2021 23:45
-
macshsav10.01.2020 02:14
-
Вико123431.07.2022 17:37
-
Volkov182221.03.2023 04:22
-
Лаура81и07.10.2021 03:00