Есть ответ 👍

Любимый персонаж дворцовых переворотов.(эссе)

104
149
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

prasolovadd
4,7(85 оценок)

Екатерина 1,пётр 2,анна иоанновна,герцогиня курляндская,иоан   антонович 6,анна леапольдовна,елизавета петровна,петор федорович 3,екатерина алексеевна,
DANILka188
4,4(85 оценок)

Ошапке мономаха слышали все. она находится в оружейной палате; этой шапкой венчались на престол все цари и князья вплоть до федора алексеевича. его же наследникам петру и ивану одной шапки на двоих было мало, поэтому для соправителя ивана изготовили еще одну, а потом в обиход царей вошла корона. но почему шапка названа именем мономаха? еще в xvi веке была записана легенда о подвигах владимира мономаха, совершившего столь успешный поход на фракию, что византийский император константин мономах, испугавшись новых поражений, отправил владимиру посольский поезд с богатейшими дарами — в их числе был и венец с его головы. в грамоте он приглашал владимира венчаться этим венцом на царство. в летописи указано: «и с того времени князь великий владимир всеволодович наречеся мономах, царь великия руси». тем же венцом впоследствии венчались все его потомки. эта легенда была крайне нужна московским государям, только что собравшим под свою руку земли и войска, для провозглашения особого характера своей власти, якобы преемственной от византии, второго рима. москва — третий рим, а четвертому не бывать — вот лозунг и мораль этой идеи. однако были ли у этой легенды сколько-нибудь достоверные основания? ведь константин мономах умер в 1055 году, когда владимиру было всего два года от роду, и ни в какие завоевательные походы он ходить не мог! в конце прошлого века известный исследователь спицын подверг шапку мономаха тщательному изучению. было четко установлен факт: никакого отношения ни к византии, ни к xi веку она не имеет! шапка была изготовлена в средней азии, в бухаре, в первой половине xiv века, спустя 200 лет после смерти владимира мономаха. оказалось также, что никакой связи головного убора с мономахом вплоть до начала xvi века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». доказано также, что первым ее владельцем был иван калита. и шапка, и конская («золотая лошадиная снасть») были подарены ивану калите его современником — золотоордынским узбек-ханом. так шапка мономаха была «отделена» от самого мономаха. но остался вопрос: почему же князь владимир носил прозвище «мономах»? может быть, это было сделано в политических целях, а он сам себя так не называл? в своем «поучении» владимир называет себя мономахом. но не могли ли это прозвище вставить переписчики в более позднее время? неожиданные материалы для ответа на этот вопрос были получены в 1960 году, когда в новгороде, на городище, школьник олег тарасов нашел свинцовую печать с надписью на греческом языке. на одной стороне печати был изображен святой василий и обозначено его имя, а на оборотной — надпись по-гречески «печать василия, благороднейшего архонта, российского мономаха». здесь нужно пояснить только одно слово «архонт», хорошо известное из византийских источников. так на руси называли князей. кто же из князей носил вычеканенное на печати имя василия мономаха? ответ прост: так официально звали владимира мономаха. ибо с момента принятия христианства князья, и не только они, носили сразу по два имени. одно давалось сразу после рождения и было привычным на руси: изяслав, мстислав, ярослав, владимир и т. д. а во время крещения ребенок получал второе имя, из святцев. называя ребенка георгием, дмитрием, василием, константином, ему как бы избирали покровителя из числа святых. итак, подлинная печать владимира подтверждает слова его «поучения» — он действительно называл себя мономахом! но почему он присвоил себе имя византийского императора? летописи говорят: матерью влади- мира была «греческая царица». рассказывая о рождении владимира, «повесть временных лет» под 1053 годом сообщает: «у всеволода родился сын, и нарече ему имя владимир, от царице грекине». и это подтверждено рукописями и надписями на стенах софии киевской: матерью владимира была мария мономах, жена всеволода ярославовича. когда все встало на места, исследователи убедились, что владимир действительно являлся родным внуком византийского императора. плохо только одно: в византийских хрониках пока не найдены сведения о том, что у константина была дочь мария или что одна из его дочерей вышла замуж за князя. однако любопытное подтверждение ученых есть в скандинавской саге: рассказывая о событиях xi века, сага упоминает византийскую принцессу марию, просватанную в русь. и все же византийские хроники объяснение тому, что владимир унаследовал родовое имя императора. умирая, константин не оставил после себя сыновей. род прерывался с его смертью, и поэтому владимир оказался законным наследником имени своего деда, которому и он сам, и политики xvi века, придавали исключительное значение. а в поздней легенде о шапке мономаха, при всей ее нелепости, заключено зерно истины, из которого спустя 400 лет проросла пышным цветом политическая идея монархии.

Популярно: История