Ответы на вопрос:
оригинальная версия: // эпос "манас" как -этнографический источник. тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "манас". - бишкек, 1995. - с. 16-18
материалы эпоса «манас», генеральной сюжетной линией которого являются события военного характера, позволяют восстановить многие черты военной организации и техники у кыргызов: систему формирования и структуру войска, тактику военных действий, приемы боя, вооружение и доспехи, снабжение провиантом, обращение с пленными, способы воспитания воинских качеств.
главным боевым товарищем героя, его во всех подвигах в эпосе является богатырский конь. у кочевых и полукочевых народов роль коня как спутника и боевого товарища героя особенно значительна. описание красоты коня, похвала коню принадлежат к числу наиболее широко распространенных «общих мест» эпической поэзии тюркоязычных народов. богатырский конь манаса аккула наделяется такими же сказочно-гиперболическими чертами, как и сам манас.
однако подготовка к походу требовала не только изготовления снаряжения и оружия. огромное место в ней занимала подготовка боевых коней, их тренировка к длительным , обучение для использования в боях. решающая роль боевого коня в сражении создавала в эпосе целый культ коня.
вообще роль коня в жизни всех значительных персонажей эпоса показана полно и убедительно. известны клички коней, например, сарала — конь ал-манбета, ач-буран — конь джолоя, ангара — конь конурбая и т. д. состязания между ними столь же сложны, интересны, как и состязания между самими героями, кони также долговечны, как их хозяева.
лишенный своего коня, богатырь становится . поэтому враги, желая погубить героя, стараются прежде всего разлучить его с конем. даже манас, оставшись во время разведки бээжина без своего коня аккулы, попадает в трудное положение при переправе через реку и едва не погибает от руки конурбая. в «семетее» мотив утраты героем коня повторяется несколько раз: в конце концов семетей погибает, разлученный со своим тайбурулом. погибает и конурбай, хитростью лишенный своего коня ангара.
заботливый уход за конем вызывал уверенность в том, что в трудную минуту он не подведет. кыргызская пословица лаконично и в то же время полно характеризует роль коня: «конь — крылья молодца» («ат эрдин канаты»). вполне правдоподобны имеющиеся в эпосе упоминания о подборе одномастных коней в войсках. так, войско урбю приезжает перед выступлением в поход на конях черной масти, войско тоштюка — на конях гнедой масти.
в войсках непременно имелось определенное количество запасных лошадей. запасную лошадь брали и при отправлении в разведку. например, в эпосе есть следующие строки:
герой чубак и герой манасвыбрали восемьдесят джигитовсорок два запасных рысака они вели в поводу,чтобы в случае необходимости сесть на них.
а.н. бернштам отмечал у кыргызов сочетание в бою подвижности с внезапностью удара: у неприятеля обзор определяется от армии, отдельный отряд наносит удар по ставке вождя. при приближении к неприятелю отряды кыргызских войск стремились максимально использовать момент внезапности нападения. кыргызы обязательно нападали с боевым кличем своего племени или племенного союза — ураан. в ряде исследований приводятся боевые кличи кыргызов, иногда носившие даже общенародный характер. как сообщает н. аристов, ураанами у кара-кыргызов служили имя манаса, имена вождей и знаменитых манапов. таким образом, отдельные отряды формировались на основе десятичной системы. особое положение в кыргызском войске занимали дружины феодалов (касан), в которые входилипрофессиональные воины.
Популярно: Литература
-
WorkoutEdik18.11.2020 07:42
-
RETYUOP27.05.2020 16:44
-
bezhkinyova21.06.2023 03:39
-
Boom11ok31.10.2021 02:51
-
anara3401.08.2020 22:04
-
Lerochka020426.12.2021 11:28
-
kitti3111.12.2021 20:14
-
azalhanovahalid10.04.2022 00:24
-
Korish200524.01.2021 23:40
-
sprotopopov123.04.2021 01:06