Ответы на вопрос:
с принятием христианства на руси начинает распространяться письменность. князь посылал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». принесенная из византии и болгарии церковнославянская письменность послужила основой для развития письменности и выработки языка; таким образом, церковь заложила основы национальной культуры. кирилл и мефодий стали первыми славянскими просветителями и проповедниками христианства. подобно тому как вульфила (ок. 350) создал письменность готов, так константин с мефодием создали славянский алфавит.
образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. первые книги на кириллице также написаны уставом. устав - это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы «уставлены». буквы строго , вертикальные линии, как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет. рукописи ix - xiv веков написаны уставом. с середины xiv столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее. появился наклон в буквах, их не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова. в xv веке полуустав уступает место скорописи.
в те времена грамотность на руси была делом достаточно распространенным. обучение велось в светских, городских, церковных и монастырских школах. в начальных школах учили чтению и письму, основам христианского вероучения, счету. в высших школах, располагавшихся обычно при монастырях (например, при софийском соборе в киеве), готовили к государственной, культурной и церковной деятельности. из них вышли деятели культуры - митрополит иларион, летописцы нестор, сильвестр, кирик, философ кирилл туровский и др. кирилл туровский (ок. 1130-х гг. - не позднее 1182) являлся писателем и проповедником, автором торжественных слов, поучений, молитв, канонов. он канонизирован православной церковью.
о широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют, в частности, новгородские берестяные грамоты, относящиеся к xi в. среди знати было распространено знание иностранных языков. «книжными мужами» летописи называли князей ярослава мудрого, всеволода ярославича, владимира мономаха, ярослава осмомысла, константина всеволодовича ростовского. известны имена 39 писцов xi-xiii вв.; 15 из них были лицами духовного звания. в xi веке на руси существовали библиотеки, в них были сборники изречений известных поэтов, философов, богословов мира, переводные книги минеи и часословы.
образование на руси в то время имело те же корни, что и . школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). также существуют свидетельства о том, что в 1086 году сестра мономаха устроила в киеве школу и для девушек при одном из монастырей. о том, что преподавали в таких школах, мы можем судить по тетрадям новгородских учеников, попавшим в руки археологов. эти тетради датированы 1263 годом. xiii века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы.
высшим учебным заведением того времени считался киево-печерский монастырь. из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную , научиться красноречию. представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии xi века – изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. возможно даже, что некоторые люди учились в заграничных университетах.
во время монголо-татарского ига (1238-1480 которое нанесло огромный ущерб просвещению, главными средоточиями культуры и образованности превратились монастыри, особенно новгородской и псковской областей.
среди письменных памятников культуры первое место принадлежит летописи. летописание возникает в xi в. и продолжается до xvii в. в разное время своего существования оно имело разный характер и разное значение.
достигнув значительного развития в xi-xii вв., летописание затем в результате монголо-татарского нашествия приходит в упадок. во многих старых летописных центрах оно прекращается, в других сохраняется, но носит узкий, местный характер. возрождение летописного дела начинается только после куликовской битвы.
тут много но понятно.
Популярно: История
-
Anna6661305.02.2023 15:52
-
Mamiksem18.01.2022 16:48
-
ната1235414.01.2021 12:20
-
лилька12308.09.2022 19:12
-
миса3326.07.2020 09:11
-
ArseniyRich22.11.2020 09:27
-
Kr3sher27.09.2022 01:33
-
kamiramasirovEasyran29.06.2022 21:42
-
svetlanaariann24.06.2021 07:35
-
Natashakr1013.03.2020 10:26