Ответы на вопрос:
разбирая звуковую структуру поэтической речи, преимущественно по стихотворным произведениям пушкина и лермонтова, я обнаружил звуковое явление, которое назвал повтором. сущность повтора заключается в том, что некоторые группы согласных повторяются один или несколько раз, в той же или измененной последовательности, с различным составом сопутствующих гласных. повторяясь, согласный или сохраняет полностью свою фонетическую окраску, или же переходит в другой согласный звук в пределах своей акустической группы. согласные звуки речи можно разбить на 10 акустических групп или типов: тип п (п, п’, б, б’), ф (ф, ф’, в, в’), м (м, м’), т (т, т’, д, д’), с (с, с’, з, з’), н (н, н’), ш (ш, ж), р (р, р’, л, л’), к (к, к’, г, г’), x (х, х’) (см. в.а.богородицкий. общий курс грамматики. изд. 4-е. казань. 1913. табл. к стр. 28). [звук йота акустически не согласный, а полугласный]. внутри группы согласные делятся на звонкие и глухие, мягкие и твердые; причем акустическое значение этих различий не одинаково. звонкий и глухой согласные воспринимаются нами, как два разных звука; а твердый и мягкий, как тот же звук, смягченный или отвердевший. отсюда, акустически простейшим видом повтора будет такой, в котором твердость и мягкость согласных не различается, но звонкие и глухие фигурируют, как различные звуки. вводя признак твердости-мягкости, а также других более тонких звуковых отличий, мы получим последовательный ряд повторов, усложняющихся в сторону большей дифференциации звуковой окраски отдельных согласных. если же мы исключим различие между звонкими и , то получим обратный ряд повторов, усложняющихся в сторону более широкого обобщения звуковых признаков. в настоящей статье, цель которой — общее описание повтора, как звукового явления поэтической речи, использованы в качестве матерьяла исключительно повторы акустически простейшего вида. говоря о согласных, приходится подчеркнуть, что мы имеем в виду согласные звуки, а не буквы; различие, почему-то, упорно игнорируемое многими филологами. в недавно вышедшей книге с.боброва «записки стихотворца» автор начинает статью «согласные в стихе» словами: «роль букв в стихе до сей поры — область совершенно девственная от каких-либо исследований». из дальнейшего, однако, видно, что имеются в виду не буквы, а звуки; на стр. 84 в примечании сказано: «необходимо иметь точку зрения на акустическую природу согласных». говорить об акустической природе букв было бы бессмысленно. ярким примером существенного различия буквы и звука служит китайский язык, о котором в.марков в предисловии к книге «свирель китая» (изд. союза молодежи 1914 г.) говорит: «своеобразный характер китайского языка, представляющий из себя явление единственное в своем роде, заставляет различать поэзию произнесенную вслух от поэзии написанной, слова, составляющие поэтическое произведение, от знаков, которые их изображают. всем должно быть известно, что в китайской письменности начертательные знаки, соответствующие известному слову, не имеют никакого отношения к звукам составляющим это слово». укажу также на понятие буквенной или глазной рифмы. в языке разница между начертаньем согласного звука и его произношением ясно выступает в таких словах, как «мягкий, легкий, его, кого, сделать, сладкий, возжи и пр.»; в словах, как «солнце, сердце, поздно, праздно и др.», где некоторые буквы совсем не произносятся: не говоря уже об общем начертании для твердых и мягких согласных. особо следует упомянуть о произношении звонких согласных в конце слова. по общему правилу звонкие согласные в конце слова звучат, как соответствующие глухие за исключением тех, которые не имеют парного глухого, и согласного г, звучащего иногда как x. однако степень заглушенности по моим наблюдениям, не во всех случаях одинакова: во 1) мягкие заглушаются сильней, чем твердые (ср. грудь-груд, лезь-лез, пригубь-губ); во 2) звонкий, заканчивая ударяемый слог, менее подвержен заглушению, чем звонкий стоящий в конце неударяемого (ср. лабаз-образ, берёг-берег, выход-вход, выгреб-гроб, сторож-страж); и в 3) в словах и формах слов чаще употребляемых звонкие менее устойчив (ср. раз, год, муж, погиб, друг и богомаз, люд, лад, пыж, чертог, люб). этим же объясняется, по-видимому, устойчивость звонких в словах заимствованных и архаических (топаз, гид, клуб, глад, хлад и мн. очевидно полное заглушение происходит не сразу; звонкий согласный в конце слова как бы постепенно «стирается» от частого употребленья. различным степеням заглушенности соответствует большая или меньшая легкость, с которой согласный восстанавливает свою звонкость перед следующим за ним гласным или звонким согласным, а также под влиянием общего звукового контекста. предпочтенья звонким согласным, как звукам более «напевным», за исключеньем тех случаев, когда специальные звуковые требуют стеченья глухих шума.
Популярно: Русский язык
-
Jillzay04.10.2021 02:55
-
zaharsd20.02.2021 11:07
-
arturkill1230909.01.2021 02:19
-
Yuska1129.12.2021 14:03
-
Платонф16.05.2023 04:38
-
salamov121321.10.2021 09:38
-
ангел81507.01.2021 01:24
-
Vgenika01.07.2020 06:34
-
tbbkc22.10.2021 09:31
-
severenok28.09.2022 21:28