apple1345
06.04.2022 17:59
История
Есть ответ 👍

Какие подходы к периодизации всемирной существовали в науке? примеры .

112
214
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

pycya2006
4,4(26 оценок)

подходы к периодизации всемирной :

- формационный подход

придуман к. марксом, но разработали советские ученые. в основе лежат 5 формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. но многие марксисты не согласны с этой теорией.

- цивилизационный

в основе лежит горизонтальное измерение во избежание градации развитых или неразвитых народов. основатель джамбаттист вико, н. данилевский. включает следующие цивилизации: неолитическую, восточно-рабовладельческую, античную, раннефеодальную, предындустриальную, индустриальную, постиндустриальную.

- теории модернизации

определяет социальные обстоятельства, которые социальные изменения, прогресс. например, 1ая теория говорит, что прогресс возможен только без традиций, 2ая говорит, что традиции определяют прогресс, 3я говорит, что традиции и новации могут взаимодействовать.

- неоэволюционизм

или теория социальных изменений. каждое общество имеет собственную логику развития, не похожую на другие. считает, что главное - не последовательность, а причина изменений.

- религиозный

основана на легенде о и еве. легенда повлияла на ношение одежды, на развитие легкой промышленности, строительстве мебели и прочему. по теории, человек привык делать одно и тоже, так повторяется.

- мир-системный анализ

разработан в 1970е годы. рассматривает эволюцию отдельных обществ. суть такая же как у цивилизационного подхода, но рассматривает не одну цивилизацию, а весь мир.

12unicorn12
4,5(63 оценок)

После Смутного времени Россия потерял часть своих территорий: Польша отобрала у нее Смоленскую и Северскую земли, шведы вытеснили ее от берегов Балтийского моря.

В XVII в. основным противником России остается католическая Речь Посполитая. Сложность отношений с этим государством усугублялась тем, что часть ее территории составляли земли русских князей и бояр, входивших в Литовское княжество, и кроме того, на территории Речи Посполитой существовали государственные образования, созданные казачеством, в своей массе православным и занимавшим достаточно независимую политическую позицию.

Русские феодалы, проживавшие на территории Литвы и Польши, входили в аристократический слой панов — рады. Привилеем 1447 г. па русскую православную знать были рас сословные льготы (вотчинные права, право участия в княжеском совете и пр.), которыми пользовалась польская шляхта. Литовско-русские феодалы освобождались от налогов и повинностей, их крестьяне подчинялись вотчинном юрисдикции, крестьянам запрещалось переходить с земель частных владельцев на земли великокняжеские (крепостное право в Польше установилось в XIV в., в Литве — в XV в.). В XVI в. эти права литовско-русской знати были закреплены Литовскими статутами 1529,1566 и 1588 гг.

С середины XVI в. в литовско-русских землях по польскому образцу вводятся поветовые (окружные) шляхетские сеймики для выбора местных земских судей шляхетских сословных судов. Сеймики избирали также представителей (послов) шляхты на общий, вальный Сейм. Вместе с князьями и боярами на Сейм избирались представители дворянства (шляхты), допущенного туда Статутом 1566 г.

В XVI в. ограничиваются древние вольности старинных русских городов (Киева, Чернигова, Полоцка и др.), княжеско-вечевое управление заменяется воеводским и каштелянским (комендантским). Большая часть пригородных земель отдается служилой шляхте в вотчины и выслуги.

Еще в XIV в. в городах бывшего Галицкого княжества было введено заимствованное из Германии муниципальное магдебургское право, и XV в. оно рас на другие города Западной Руси. По этому праву горожане (мещане) освобождались от подсудности воеводам и урядникам (создавались городские суды), от некоторых казенных повинностей.

Города стали управляться двумя советами. Первый из них («лава») возглавлялся назначаемым королем войтом, членами совета были лавники-присяжные, этот орган исполнял функции суда. Второй совет — рада состоял из радцев во главе с бургомистром и ведал во городского управления, хозяйства и благоустройства.

Польское давление и политика окатоличивания оттолкнули от Речи Посполитой часть русских земель, в XV в. многие западно-русские князья переходят на службу к московскому князю.

В XVI в. в Польше и Литве проявились протестантские веяния, невский епископ пропагандировал лютеранство, часть русско-литовской православной знати (Вишневецкие, Ходкевичи и др.) переходили в лютеранство. Протестантизм ослабил католическое наступление на русские княжества, поэтому эти последние довольно спокойно восприняли дальнейшее сближение Польши и Литвы, Люблинскую унию 1569 г. Короля поддержали крупные русские магнаты Рюриковичи и Гедиминовичи, воеводы киевский и волынский.

Образование Речи Посполитой привело к созданию федеративного государства (Литовское княжество и королевство Польша) и «конституционной», выборной монархии. На общем Сейме избирался король; Сенат, состоявший из панов и Сейм, составленный из шляхты, были Палатами законодательного органа.

По Унии 1569 г. часть русских земель (Киевская, Полтавская, Черниговская, Гродненская и др.) отходили к Польше. Изоляция городов от старых русских областей, введение в них магдебургского права, раздача многих земель в частную собственность панам и шляхте, централизованная администрация, заменившая древнее традиционное управление южно-русскими землями — все эти факторы изменили характер государственного и общественного устройства южно-русских земель под властью польской короны.

После присоединения русских земель к Польше в приднепровские области устремилась польская шляхта, а вместе с ней и крепостное право, элементы которого были установлены еще статутами 1529 и 1566 гг. Паны и шляхта быстро разбирали в собственность казенные земли справа и слева от Днепра. Строились новые города, замки и местечки.

 

Казначейство

Усиление крепостнических порядков в землях, отошедших по Люблинской унии к Польше, вызвало отток значительной части населения Украины (Киевская, Полтавская, Черниговская и др. земли) на юг по Днепру и Восточному Бугу. Здесь они попадали в особую социальную среду казачество, которое начало образовываться еще в XV в.

Популярно: История