Есть ответ 👍

Кого из героев романа "преступление и наказание" можно назвать двойниками раскольникова

212
236
Посмотреть ответы 3

Ответы на вопрос:


Свидригайло. он убил свою жену  (если не ошибаюсь), его так же как роскольникова тревожило это.но он покончил с жизнью, а главный герой романа искупил свою вину на каторге. 
ybr643
4,7(4 оценок)

Двойниками раскольникова можно назвать героев романа "преступление и наказание" лужина и свидригайлова. особое значение в эволюции раскольникова имели его столкновения со свидригайловым и лужиным. в свидригайлове есть нечто таинственное. не всегда можно догадаться, когда он говорит правду о себе, когда смеется над своим собеседником или просто с каким-то наслаждением приписывает себе такие преступления, которые, может быть, никогда и не совершал. во всяком случае, это человек глубо­ко и сознательно безнравственный. раскольников с ужасом осознает, что в мыслях свидригайлова, во многом чуждом ему и отврати­тельном, есть что-то, напоминающее его собственные мысли, но в искаженном виде (как в кривом зер­кале). «ну, не сказал ли я, — произносит свидри­гайлов, обращаясь к раскольникову, — что между нами есть какая-то точка общая, а? » свидригайлов, наделенный несомненным умом и богатым жизненным опытом, догадывается о смысле преступления раскольникова и смеется над «высоки­ми побуждениями» молодого человека, его теория­ми. ему-то никакие теории не нужны, он и без них на практике преступает все человеческие нормы, обычаи, законы, нисколько не мучаясь при этом, в отличие от раскольникова, угрызениями совести. тип свидригайлова был намечен достоевским еще в «униженных и оскорбленных». но если там в об­лике князя валковского ощущались все же черты мелодраматического злодея, то свидригайлов полу­чился в художественном отношении более убедитель­ным. развратник и циник, он вместе с тем изобра­жен писателем в состоянии какой-то внутренней растерянности, душевной неустойчивости и тревоги. будем справедливы: он ведь способен и на добрые дела. кажется, ему становится ясной его собствен­ная обреченность. в этом отношении показа­телен нравственный поединок свидригайлова и дуни раскольниковой — одна из самых напряженных пси­хологических сцен в романе. свидригайлову удалось хитростью завлечь девуш­ку в пустую квартиру. но он отпускает ее — и вовсе не потому, что испугался револьвера в руках дуни. свидригайлов поражен ее душевной силой, внутренней стойкостью. что же ему остается де­лать? сознание опустошенности и бесперспектив­ности закономерно приводит свидригайлова к само­убийству. раскольников ужасается, увидев в свидригайлове реальное осуществление своих идей: отсюда его бо­лезненная тяга к этому загадочному человеку, стрем­ление разобраться в нем и одновременно понять самого себя. иначе строятся отношения раскольникова и лу­жина. только брезгливость и презрение вызывает у него делец новейшей формации, «человек весьма почтительный, чьи жизненные принципы основаны исключительно на эгоистическом расчете. его под­лая натура была разгадана раскольниковым еще по письму матери. однако при встрече с женихом сест­ры раскольников испытывает потрясение, осознавая, что между ним и лужиным тоже существует нечто общее, какие-то точки соприкосновения. лужин исповедует некие теоретические воззрения, опирающиеся на принципы «новейшей ­кой науки». необходимо, по его словам, отбросить какой бы то ни было нравственный долг личности перед другими людьми: « единственно и исключительно себе, я именно тем приобретаю как бы и » — и это будет гарантией «всеобщего преуспевания». отвращению раскольникова нет предела, когда он начинает понимать, что слова лужина есть снижен­ный, опошленный вариант его же собственной тео­рии. так сама жизнь заставляет героя романа убе­диться, к каким последствиям на практике могут его идеи о праве «избранных» на «вседо­зволенность», какие действия могут быть оправданы теорией о делении всего человечества на два разряда.

Что бы показать всю тяжесть тех времен

Популярно: Литература