Ответы на вопрос:
александр сергеевич грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонким политиком и дипломатом. грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и пьесу "горе от ума". ее жанр определяют, как социально-политическая комедия. грибоедов дал в ней правдивую картину жизни после отечественной войны 1812 года. читатель может проследить развитие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: консерваторов (фамусовское общество) и либералов (чацкий).
фамусовское общество традиционно. жизненные устои его таковы, что "учиться надо, на старших глядя", уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью начальству, а главное — быть богатым. своеобразными идеалами этого общества выступают в монологах фамусова максим петрович и дядя кузьма петрович.
пример:
покойник был почтенный камергер,
с ключом, и сыну ключ умел доставить;
богат, и на богатой был женат;
переженил детей, внучат;
скончался, все о нем прискорбно поминают.
кузьма петрович/ мир ему! —
что за тузы в москве живут и
чацкий, напротив, — это носитель новых, передовых идей, глашатай перемен. чацкого можно назвать героем своего времени. в его монологах прослеживается целая политическая программа: он разоблачает крепостничество и его порождения, бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм; он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу.
диалоги фамусова и чацкого — это борьба. в начале комедии она проявляется еще не в острой форме. ведь фамусов — воспитатель чацкого. в начале комедии фамусов благосклонен к чацкому, он даже готов уступить руку софьи, но ставит при этом свои условия:
сказал бы я, во-первых: не блажи,
именьем, брат, не оплошно,
а главное, поди-тка послужи.
на что чацкий бросает:
служить бы рад, прислуживаться тошно.
но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. оба, фамусов и чацкий, бросили друг другу вызов.
спросили бы, как делали отцы?
учились бы, на старших — поучает фамусов.
а в ответ — монолог чацкого "а судьи кто? ", в котором герой клеймит "прошедшего житья подлейшие черты".
каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится новым противником чацкого. злословят в его адрес анонимные персонажи: г-н н, г-н д, 1-я княжна, 2-я княжна и др. сплетни растут как "снежный ком". в столкно вении с этим миром — социальный конфликт пьесы.
но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига — любовная. и. а. гончаров писал: "всякий шаг чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к софье". именно непонятное чацкому поведение девушки послужило мотивом, поводом к раздражению, к тому "мильону терзаний", под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему грибоедовым роль. герой страдает, не понимая, кто его соперник: то ли скалозуб, то ли молчалин? поэтому он становится раздражительным, невыносимым, колким. софья, возмущенная репликами чацкого, оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном н произносит: "он не в своем уме". и слух о сумасшествии чацкого несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантастические, гротескные формы. а сам герой, еще ничего не зная, "подтверждает" этот слух жарким монологом "французик из бордо", который произносит в пустом зале. в четвертом действии комедии наступает развязка. чацкий узнает, что избранник софьи — молчалин.
тайна раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца. "ах! как игру судьбы постичь? людей с душой гонительница, бич! — молчалины блаженствуют на свете! " — говорит подавленный горем чацкий. его гордость задета, он оскорблен и порывает с софьей: "довольно! с вами я горжусь моим разрывом".
и чацкий в гневе обращается ко всему фамусовскому обществу:
огня тот выйдет невредим,
кто с вами денъ пробыть успеет,
подышит воздухом одним,
и в нем рассудок чацкий уезжает. но кто он — победитель или побежденный? наиболее точно на этот вопрос ответил гончаров в статье "мильон терзаний": "чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: "один в поле не воин". нет, воин, если он чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва".
Популярно: Литература
-
MelissaRacoon18.03.2022 20:25
-
Ania15111.05.2021 23:29
-
7lavz09.08.2021 21:02
-
Denistypitjin18.10.2021 06:55
-
НеизвестныйНикнейм29.10.2022 15:49
-
ggimat20316.08.2020 21:27
-
ksenia2001200205.03.2021 03:10
-
True22822826.08.2020 15:17
-
komogortseva010126.02.2021 07:48
-
Cill10924.03.2023 03:01