крис855
27.05.2020 11:23
История
Есть ответ 👍

Рабочий лист. ТЕМА: Общественное движение в годы правления Николая 1.

Главным вопросом общественной жизни России в 30-50 гг. 19 века стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. Выделялось консервативное и либеральное движения.

Консервативное движение. Разработка идей консерватизма принадлежала президенту Российской Академии наук графу С.С. Уварову. Он считал основами русской жизни православие, самодержавие и народность.. эти черты по его мнению отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединённого вокруг царя народа без разделения на дворян, крестьян, мещан. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовала духовная связь, которая и была гарантом успешного развития России.

Либеральное движение. Западники и славянофилы. Либеральное движение относится к концу 30-х – началу 40-х гг. и было представлено западниками и славянофилами. Западники считали, что мировая цивилизация едина и выход из неё какой-либо страны ведёт к загниванию. Они полагали, что Россия стала цивилизованным государством благодаря преобразованиям Петра Великого, который впервые попытался привить своему народу европейское образование. Задача России, по их мнению, состояла в том, чтобы примкнуть к Западу и образовать «единую общечеловеческую культурную семью». Славянофилы, напротив, отстаивали идею самобытности каждого народа, в том числе и русского. Они отрицательно оценивали деятельность Петра 1, считая, что его реформы повели Россию по пути ненужных заимствований у Запада. Это по, их мнению, стало причиной общественных неурядиц. Главной задачей, стоявшей перед страной в середине 19 века, славянофилы считали возвращение её «в старое, самобытное состояние». Даже иностранные слова, вошедшие в русскую речь, они предлагали исключить из употребления. Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих течений общественной мысли были и общие черты:

Отрицательное отношение к крепостному праву;

Убеждённость в необходимости коренных преобразований;

Надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть с поддержкой передовой общественности;

Расчёт на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер;

Уверенность в возможности мирного осуществления реформ;

Вера в Россию, в возможность её стремительного и уверенного движения к процветанию.

Кружки 20 – 30-х гг. Помимо консервативного и либерального движений, большую роль в зарождении революционной идеологии сыграли студенческие кружки. Конец 20-х – начало 30-х гг. можно назвать кружковым периодом российского общественного движения. Если во времена декабристов в состав кружков входила военная молодёжь, выходцы из высших слоёв, то теперь кружки включали представителей самых разнообразных слоёв общества.

Революционное движение. Возникло в 40-х – 50-х гг. одной из наиболее известных революционных организаций стало Кирилло-Мефодиевское общество на Украине. Его основателем бы
л известный историк Н.И. Костомаров. Общество выступало за отмену крепостного права и сословных привилегий. Главной своей целью участники общества считали создание равноправного объединения славянских республик русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов.

262
434
Посмотреть ответы 1

Ответы на вопрос:

kenetic213232
4,5(55 оценок)

Буди́тели (чеш. buditelé, словацк. buditelia, словен. buditelj и болг. будители, буквально — «пробуждающие») — активисты национального, культурного и языкового возрождения в среде славянских народов, основа славянской интеллигенции новых суверенных славянских государств. Идеи «будителей» получили широкое распространение в славянских землях Восточной и Южной Европы в XVIII — XIX веках. Именно они легли в основу борьбы славянских народов за создание независимых национальных государств. Наиболее актуальными и вместе с тем наиболее радикальными идеи «будителей» были в периферийных регионах, ущемлённых в результате долгого иноэтничного давления — в Чехии и Словении в условиях многовекового засилья немецкого языка и культуры, в Словакии и Подкарпатской Руси в условиях жёсткого венгерского давления, в Болгарии — в условиях многовекового османского ига.

Как для чешских, там затем и для болгарских и русинских будителей был характерен особенно глубокий интерес к истории и культуре древнеславянских народов. Особое внимание они уделяли истории, культуре и языку.

Популярно: История