Есть ответ 👍

Тема падения и духовного возрождения человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

254
296
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

ulyanablem
4,6(81 оценок)

Тема падения и духовного возрождения – важнейшая в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Необходимо сразу же отметить, что «падение» главного героя начинается в тот момент, когда рождается его теория, согласно которой у человека есть обоснованное право убить другого человека. Основания этой теории лежат в идее о разделении людей на тех, «кто право имеет», и на остальных – «тварей дрожащих». Первые, к коим помимо Наполеона относил Родион Раскольников и себя, могут делать со вторыми все, что угодно, в том числе и убивать. Откуда у героя взялись подобные мысли?

Чрезвычайно важна для рождения подобной идеи вся жизнь героя. А в ней не последнее место занимает город, в котором Родион живет. Сама атмосфера города кажется порождающей чудовищ. Петербург Достоевского – это город, в котором нет воздуха, пространство которого чудовищным образом искажено, город, изначально построенный на костях и ставший оплотом несправедливости по отношению к человеку и ужасающих преступлений и пороков.

Особое внимание читателя привлекают контрастные пейзажные описание в романе: парки и роскошные дворцы, увиденные глазами Раскольникова, и уродливые улицы и подворотни, желтые дома и вонючие распивочные в районе Сенной площади. И комната главного героя только добавляет жути в эту атмосферу бесконечного унижения личности: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок". Образ этой комнаты-гроба сам по себе символичен, в ней и рождается чудовищная теория героя.

К своему падению Родион идет, как бы спускаясь вниз по кругам ада. Конечно, социальный аспект также немаловажен в возникновении его теории. Бедность и зависимость от материальных рамок привели героя в состояние, сродни безумию. Сцену убийства предваряют несколько эпизодов, каждый из которых как бы подталкивают героя к его падению. Встреча с Мармеладовым раскрывает Раскольникову униженное состояние человеческого духа. Вместе с тем, в этой сцене впервые проявляются проблески будущего возрождения. Рассказ о Сонечке, письмо матери с рассказом о Свидригайлове и Лужине, встреча с падшей девицей на улице – все это приводит Родиона к мысли о несправедливости нашего мира, о необходимости его переустройства, о том страшном давлении, которое среда оказывает на человека.

Апогеем подобных мыслей становится сон Раскольникова, в котором он видит убийство лошади перед дверьми кабака. Этот сон можно расценивать двояко. С одной стороны, он выражал символически то, о чем думал Раскольников: лошадь – подавленная, униженная личность и хозяин, добивающий ее, – среда. С другой стороны, этот сон был пророческим, и лошадь в этом ракурсе могла означать душу Родиона, а хозяин –убийца был он сам. Неслучайно Соня позже воскликнет: «Что это вы над собой сделали?» Так как убив ближнего, человек убивает себя. И, прежде всего, свою душу.

Но возможно ли воскресение и очищение после совершения столь страшного греха? Достоевский отвечает на этот вопрос однозначно: «Да». Что может воскресить человека? Вера и любовь – таков ответ писателя. Все, что касается «духовного возрождения» главного героя, остается, скорее, за пределами сюжетной сферы романа. Однако в эпилоге и в последних главах «Преступления и наказания» писатель изображает искреннее раскаяние и страдание Раскольникова, тем самым оставляя надежду на перерождение героя в дальнейшем.

В процессе духовного перерождения Раскольникова главную роль играла Соня Мармеладова. Это не значит, что герой сам не был к возрождению. Но искренняя вера Сони в возможность очищения и начала новой жизни сотворила с Родионом настоящее чудо. Только через страдания очищается душа, и Соня это понимает. Но избавление от страданий еще мучительнее самих страданий. Ведь признаться в содеянном преступлении – почти нечеловеческой воли поступок. Между тем, с Сони, Раскольников совершает его. И это один из шагов на его пути к очищению.

А первым шагом на этом пути можно считать отказ героя от своей теории сверхчеловеков. Он признает себя «вошью», тем самым признавая равенство людей перед Богом. Это и есть истинная основа раскаяния: признание, что сделал больно такому же, как ты, признание того, что любой человек имеет душу.

В эпилоге романа даже настроение и атмосфера повествования меняются и становятся более светлыми. Удивительно, но именно на каторге Раскольников впервые почувствовал себя свободным. Впервые впереди забрезжил свет надежды. И этот свет был уже не материальный, он нисколько не зависел от нашего мира. Нет, свет этот был светом божественной любви, которую открыла для него Соня.

Проследив историю человеческого падения, Достоевский выделяет некую притягивающую, завлекающую, непреодолимую силу движения вниз. Вырваться из пут дьявола чрезвычайно трудно, но возможно.


Не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своем прошли много позиций, которые были лучше бородинской. они не остановились ни на одной из этих позиций: и потому, что кутузов не хотел принять позицию, избранную не им, и потому, что требованье народного сражения еще недостаточно сильно высказалось, и потому, что не подошел еще милорадович с ополчением, и еще по другим причинам, которые неисчислимы. факт тот -- что прежние позиции были сильнее и что бородинская позиция (та, на которой дано сражение) не только не сильна, но вовсе не есть почему-нибудь позиция более, чем всякое другое место в российской империи, на которое, гадая, указать бы булавкой на карте. не только не укрепляли позицию бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение) , но и никогда до 25-го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. этому служит доказательством, во-первых, то, что не только 25-го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25-го числа, они не были кончены и 26-го; во-вторых, доказательством служит положение шевардинского редута: шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? и для чего, защищая его 24-го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. в-третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что барклай де толли и багратион до 25-го числа находились в убеждении, что шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет шевардинский редут левым флангом позиции. уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте. дело же, очевидно, было так: позиция была избрана по реке колоче, пересекающей большую дорогу не под прямым, а под острым углом, так что левый фланг был в шевардине, правый около селения нового и центр в бородине, при слиянии рек колочи и войны. позиция эта, под прикрытием реки колочи, для армии, имеющей целью остановить неприятеля, движущегося по смоленской дороге к москве, очевидна для всякого, кто посмотрит на бородинское поле, забыв о том, как произошло сражение. после потери шевардинского редута к утру 25-го числа мы оказались без позиции на левом фланге и были поставлены в необходимость отогнуть наше левое крыло и поспешно укреплять его где ни попало. но мало того, что 26-го августа войска стояли только под защитой слабых, неконченных укреплений, --невыгода этого положения увеличилась еще тем, что военачальники, не признав вполне совершившегося факта (потери позиции на левом фланге и перенесения всего будущего поля сражения справа налево) , оставались в своей растянутой позиции от села нового до утицы и вследствие того должны были передвигать свои войска во время сражения справа налево. таким образом, во все время сражения имели против всей французской армии, направленной на наше левое крыло, вдвое слабейшие силы. (действия понятовского против утицы и уварова на правом фланге французов составляли отдельные от хода сражения действия.

Популярно: Литература