ответьте на вопросы 1. Кто такой В.С. Калинников?
2. Кто и почему сравнил музыку Калинникова со светлым гимном жизни? 3. Почему симфониюNo1 Калинникова называют «песней жаворонка»?
4. В какой форме написана 1-я часть симфонии?
5. Основная тема в Симфонии No1
Ответы на вопрос:
1. Василий Сергеевич Калинников. Этого талантливого русского композитора, жившего и творившего в последних десятилетиях XIX века, в нашем отечестве, к большому сожалению, не все именитые современники воспринимали всерьёз. А вот за рубежами России Калинникова почитали весьма высоко, да так, что долгое время считали символом не только русского симфонизма, но и всей русской музыки. Произведения композитора, наполненные глубокой любовью к отчизне, с первых звуков покоряют слушателей своей задушевностью, искренностью и мелодической красотой. Бесспорным доказательством тому является Первая симфония композитора – выдающееся сочинение, в котором вдохновенная музыка звучит как светлый гимн, воспевающий вечную красоту жизни.
2. Однажды с Прокофьевым за границей произошёл курьёзный случай. Во время концерта, на котором он исполнял произведения своего сочинения, один из слушателей восторгаясь талантом Прокофьева, сравнил его с Калинниковым. В ответ на это Сергей Сергеевич оскорбился и покинул зал.
3. Выдающийся музыковед Борис Асафьев в 1930-е годы назвал симфонию Калинникова «песней жаворонка русского симфонизма». Спокойная естественность радости в высоком искусстве XVIII века еще имела хождение. Части заменили целое: юмористическая травестия и пародийная перелицовка, лирическое ликование, героический экстаз, легендарно-эпическая торжественность, развеселая пустячность — это ведь не вся радость. И вообще не радость — глубокая (но не впадающая в эзотерическую несказанность) и живая (но не нажимающая на собственную заразительность), какую неожиданно слышим в симфонии Калинникова.
4.Первая часть начинается спокойной певучей мелодией струнных без сопровождения. Ей отвечают мягкие аккорды валторн, поддержанные низ кими деревянными и литаврами. Это главная партия сонатного аллегро. Певучая мелодия подхватывается другими инструментами, развивается, распевается все шире. Побочная партия — широкая лирическая мелодия, полная сердечного тепла, трепетная и увлеченная, звучит мягко и нежно у солирующей валторны, альтов и виолончелей на фоне взволнованного синкопированного аккомпанемента. Она не создает контраста с первым образом, а дополняет его. Заключительная тема основана на коротких мотивах, сходных по характеру с главной. После повторения экспозиции согласно классическим канонам, начинается разработка, в которой обе темы многообразно варьируются, приобретают напряженные, порой драматические черты. Достигается лирическая кульминация части, после которой наступает реприза.
Известно, что при жизни Гартман подарил композитору два своих рисунка, сделанных, когда художник был в Польше: «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Сандомир». Стасов вспоминал: «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Так что эта пьеса, строго говоря, является не картинкой «с выставки», а скорее из личного собрания Мусоргского. Но, конечно, это обстоятельство никак не влияет на наше восприятие музыкального содержания «Картинок». В этой пьесе Мусоргский едва ли не балансирует на грани шаржирования. И здесь эта его передать самую суть характера — проявилась необычайно ярко, едва ли не зримее, чем в лучших творениях крупнейших художников-передвижников. Известны высказывания современников, что он обладал что угодно изобразить звуками.
Мусоргский внес свою лепту в разработку одной из самых старых тем в искусстве и литературе, как, впрочем, и в жизни, получившей различное оформление: либо в виде сюжета «Счастливцев и Несчастливцев», либо «толстый и тонкий» (Чехов), либо «принц и нищий» (М. Твен), либо «кухня жирных и кухня тощих» (цикл гравюр Питера Брейгеля Старшего).
Для звуковой характеристики богатого еврея Мусоргский использует баритональный регистр, причем мелодия звучит в октавном удвоении. Национальный колорит достигнут использованием особого звукоряда. Ремарки для этого образа: Andante . Grave energico (итал. — неторопливо; важно, энергично). Речь персонажа передана указаниями разнообразной артикуляции (эти указания чрезвычайно важны для исполнителя). Звучание громкое. Все производит впечатление внушительности: сентенции богатого не терпят возражений.
Бедный еврей обрисован во второй части пьесы. Он ведет себя буквально как Порфирий (чеховский тонкий) с его «хи-хи-с» (это замечательно передано быстро повторяющейся нотой с «пристегнутыми» к ней форшлагами), когда тот вдруг осознает, каких «высот», оказывается, достиг его в приятель по гимназии.
В третьей части пьесы оба музыкальных образа соединяются: монологи персонажей здесь превращаются в диалог, вернее — это те же чередующиеся монологи: каждый утверждает свое. Вдруг оба умолкают, неожиданно осознав, что не слушают друг друга (генеральная пауза). И вот последняя фраза бедного: мотив, полный тоски и безысходности (ремарка: con dolore [итал. — с тоской; печально]) — и ответ богатого: громко, решительно и безапелляционно.
Пьеса производит щемящее, может быть, даже гнетущее впечатление, как бывает всегда, когда сталкиваешься с вопиющей социальной несправедливостью.Поводом для написания этой пьесы послужил эскиз Гартмана для городских ворот в Киеве, которые должны были быть установлены в ознаменование того, что императору Александру II удалось избежать смерти во время покушения на него 4 апреля 1866 года.
В музыке М. Мусоргского нашла яркое выражение традиция подобных финальных праздничных сцен в русских операх. Пьеса воспринимается именно как такого рода оперный финал. Можно даже указать на конкретный прототип — хор «Славься», которым завершается «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М. Глинки. Заключительная пьеса цикла Мусоргского — интонационная, динамическая, фактурная кульминация всего произведения. (Это особенно ярко передано в оркестровой версии «Картинок с выставки» в инструментовке М. Равеля.) Сам композитор обозначил характер музыки словами: Maestoso . Con grandezza (итал. — торжественно, величественно). Тема пьесы — не что иное, как ликующий вариант мелодии «Прогулки».
Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов. Мусоргский положил начало традиции подобных колокольных звонов, воссоздаваемых не колокольными средствами — Первый фортепианный концерт си бемоль минор П. Чайковского, Второй фортепианный концерт до минор С. Рахманинова, его же первая «Прелюдия до-диез минор» для фортепиано…
Популярно: Музыка
-
Lola155503.08.2021 08:30
-
Valeria071001.06.2021 17:14
-
Alinazay101.08.2020 20:35
-
fajzullaevamar29.06.2023 00:36
-
Vika4769609.04.2022 00:21
-
Polina0987804.09.2021 05:31
-
SkrepllexNormaN13.03.2020 23:54
-
Thanks2y18.08.2020 01:03
-
Zero23409.06.2022 02:41
-
teyachichinadze114.01.2020 09:59