Есть ответ 👍

1. У чому виявився розвиток культури на Слобожанщині в XVI-XIX ст.?
2. Розкажіть про видатних діячів Харківщини XVI—XIX ст., їх внесок
у розвиток культури.
3. Назвіть видатних літераторів Харківщини.
4. У чому виявились особливості художнього та музичного мисте-
цтва на Слобожанщині?
5. Як відбувалося становлення театрального мистецтва?
6. Коли було відкрито перший театр на Харківщині?​

172
250
Посмотреть ответы 1

Ответы на вопрос:

ruuuuuyslan
4,7(74 оценок)

с конца xiv в. начинается острое политическоепротивостояние церкви и светского государства. усилившись, став крупнейшим землевладельцем, церковьстала претендовать на принятие самостоятельных независимыхрешений. светская власть в лице великих князей вынужденабыла искать зачастую компромиссные пути. в середине xv в.решалась и другая - независимости церкви отконстантинопольского патриарха, которому она подчиняласьсо времен христианизации руси. вместе с тем возниклаугроза проникновения в земли католичества.

в 1439 г. на вселенском соборе во флоренции была заключенауния (союз) между православной и католической церквами подглавенством папы римского. в работе флорентийского собораучаствовал митрополит руси, ставленникконстантинопольского патриарха - исидор. однако повозвращении в 1441 г. на русь за поддержку унии он быларестован василием ii, но бежал в рим. лишь через семь летсобор епископов избрал нового митрополита - неприсланного из константинополя, а рязанского епископаиону, ставленника василия васильевича. в 1453 г. послепадения под ударами турок-османов константинополя, правовыбора митрополита окончательно перешло кепископату на руси. началась автокефалия церкви.активно вмешивались в церковные дела и великие князья.однако представлять церковь того времени послушной ибеспрекословной нет оснований. наоборот, противостояниецерковной и княжеской власти в конце xv-xvi вв.подчеркнуло относительную слабость московскогогосударства. и это несмотря на то, что церковь в этотпериод не была монолитной ни идейно, ни организационно.

вторая половина xiv-xvi вв. - время острых религиозныхспоров. по свидетельствам современников "ныне и в домех, ина путях, и на торжищах иноци и мирьстии и вси сомняться,вси о вере пытают".

еще в xiv в. на руси появляются еретические движения.ереси - это религиозные учения, противоречащиеортодоксальным догматам церкви. так, возникшая в 70-хгодах в новгороде ересь стригольников критиковала библию исочинения "отцов церкви", отвергала церковные обряды,осуждала возвеличивание духовенства. идеи стригольников(происхождение этого названия неясно) содержали такжесоциальный протест: они выступали против свободных людей. несмотря на преследования, сторонникистригольничества (низшее духовенство и ремесленники)встречались и в середине xv в.

новая ересь (вторая половина xv в.) получила названиеереси "жидовствующих", так как ее обвинялись впереходе в иудаизм. видимо, действительно, эти еретикииспользовали какие-то сочинения иудейских авторов, в целомоставаясь в пределах христианского вероучения.еретики-священники отрицали церковную иерархию, непринимали догмат о троичности божества, считали ненужнымииконы и обряды.

против еретичества повела решительную борьбу церковь.высшие церковные иерархи: новгородский архиепископгеннадий и игумен крупнейшего монастыря иосиф волоцкий -призывали применить силу против них. в 1490 г. ересь былаосуждена церковным собором в москве. тем не менее онапроникла даже в великокняжеский дворец, и одно времяеретикам покровительствовал иван iii. но в 1502 г. онокончательно порвал с ними. тогда новый церковный собор в1504 г. осудил еретиков на смерть. однако в последующее

время под влиянием ереси "жидовствующих" находились такназываемые вольнодумцы: матвей башкин и один изего соратников феодосии косой.

внутреннее церковное движение связано и с такиминаправлениями, как "осифлянство" и "нестяжательство". вцентре спора между ними стоял вопрос о церковныхбогатствах. теория "нестяжательства" зародилась в конце xvв. среди монашества заволжских монастырей. их идеологомстал нил сорский. он настаивал на необходимости строгогоиспользования церковных правил и обрядов, в целяхнравственного самоусовершенствования проповедовал ведениеаскетического образа жизни и отказ от мирскихудовольствий. в этой связи нил пришел к выводу о вредемонастырского крупного землевладения и считал возможнойего ликвидацию. на церковном соборе 1503 г. нестяжателивыдвинули программу, "чтобы у монастырей сел не было, ажили бы черньцы по пустыням, а кормили бы ся рукодельем".

другие же церковные деятели настаивали на необходимостидля церкви иметь большие материальные средства, чтобыможно было успешно выполнять функции проводникахристианской веры. они также требовали невмешательствасветской власти в церковные дела, добиваясь сильной,богатой и независимой церкви, занимающей высокое положениев политической жизни государства. во главе этогонаправления стоял настоятель подмосковного волоцкогомонастыря иосиф (отсюда - "осифляне")

Популярно: История