Ответы на вопрос:
честно говоря, я не люблю фантастику, в отличие от многих своих друзей. по-моему, скучно читать книги, иной раз отличающиеся только лишь описанием конструкций звездолетов и устройством какого-нибудь бластера, а в остальном похожие и однообразные. но такие лисатели как клиффорд саймак, рей брэдбери, братья стругацкие пишут все-таки о человеке, а фантастические механизмы, неведомые планеты только разговору о назначении человека, его судьбе и долге. моя любимая фантастическая книга — это повесть аркадия и бориса стругацких “трудно быть богом”. о ней я и хотел бы рассказать. начинается повесть мирной сценой. трое подростков — анка, пашка и антон — играют в лесу. играют в какую-то странную игру, явно военную и романтическую.
шутливо спорят и препираются: “между прочим, — говорит пашка, — у тебя отстрелена правая пятка. пора бы тебе истечь кровью”. но ситуация действительно мирная, несмотря на такие разговоры. и вдруг выходят на “кирпич” — знак, закрывающий проход по старой дороге. и разрушается игра, потому что из-за “кирлича” на них смотрит безжалостная “всамделишная” : антон, пройдя по этой дороге, находит скелет фашиста рядом с сколько раз я окунался в этот странный мир, прочитав первые строки: “когда румата миновал могилу святого мики — седьмую по счету и последнюю на этой дороге, — было уже совсем темно”. стругацкие рисуют другую планету, непохожую и в то же время похожую на землю, только на землю эпохи средневековья.
здесь еще верят в святого мику и жуткого волшебного вепря ы, здесь еще не открыта сферичность планеты и лечат настоем яда белой змеи ку. здесь правит королевский двор с истеричным глуповатым властелином, его фаворитами и фаворитками. а среди всего этого — молодой аристократ дон румата, который на самом деле является одним из наблюдателей-ученых с земли, тайно собирающих данные и анализирующих обстановку на планете. как тяжело человеку из будущего погрузиться в такое вот прошлое с его глупостью и грязью, стать там “своим”! но еще тяжелее для дона руматы и многих землян, работавших на этой планете до него, не вмешиваться, смотреть, как мракобесы и просто глупцы преследуют, убивают ученых и поэтов — тех.
на кого возлагается вся надежда, тех, кто хранит и развивает мудрость и нравственность народа. а их много в этом королевстве: “сотни несчастных, объявленных вне закона за то, что они умеют и хотят лечить и учить свой изнуренный болезнями и погрязший в невежестве народ”. румата все же пытается им. перед нами проходят и запоминаются доктор будах, книгочей отец гаук, удивительный изобретатель отец кабанй, писатель киун. антона-румату удивляет и злит в этих людях их покорность судьбе. “сущность человека в удивительной способности привыкать ко всему”, — философски замечает доктор будах.
но румата не может согласиться с этой покорностью. он не понимает, почему эти люди не сопротивляются. “мне никогда не хочется драться”, — говорит киун.
“в том-то и беда”, — бормочет в ответ румата. но, по-моему, румата не понимает, что в этих людях главное не покорность и слабость, а наоборот, удивительная стойкость и вера в то, что добро и мудрость победят. и как гордо звучат слова загнанного в угол, преследуемого будаха, когда румата, говоря как бы от имени земли, предлагает силой навести порядок, установить справедливость: “оставь нас и дай нам идти своей дорогой”. будах верит в будущее, хотя, может быть, и не надеется увидеть его.
и в этом он, как мне кажется, морально сильнее руматы. герой из будущего румата не выдерживает позиции простого наблюдателя, когда понимает, что в стране происходит переворот, что к власти приходят “средневековые фашисты”, угрожающие выжечь в стране все хорошее. он не может оставаться в стороне, хотя его руководитель говорил ему: “мы здесь боги, антон, и должны быть умнее богов из ”. но что значит умнее? холоднее?
беспристрастнее? и в итоге бесчеловечнее? и вот “бог” вмешивается в дела земные и, вооруженный невиданным на этой планете оружием, идет в бой. он мстит за свою возлюбленную киру, за мальчика у но — слугу, ставшего почти другом, за многих чистых и прекрасных людей, убитых на его глазах. конечно, этот безрассудный рейд заканчивается поражением руматы. поражением землянина, взявшего на себя роль бога. антон-румата снова на земле и снова встречается с друзьями — повзрослевшей анкой и пашкой.
вот он идет навстречу анке и протягивает ей руки. “на пальцах у но это была не кровь — просто сок земляники”. вот и все.
так кончается эта повесть. и, как в каждой настоящей книге, трудно решить окончательно, кто из героев прав в вечном вопросе: нужно ли человеку счастье, которое он не сотворил сам, а получил в дар . но прочитав повесть, начинаешь яснее понимать, что эти вопросы каждый должен ставить перед собой и решать. каждый, кто хочет быть человеком. трудно быть богом. трудно быть
Популярно: Литература
-
rumtum08.07.2020 21:24
-
yliana26262615.02.2023 17:50
-
bartosz0427.08.2022 23:01
-
Софи1234567890я28.06.2023 10:04
-
Діанагрeк09.06.2021 01:56
-
you5808.05.2023 02:19
-
ткач217.08.2021 17:38
-
IvanVano0506.03.2020 17:15
-
aalenka47126.03.2020 23:33
-
уа43к4к3414.05.2021 14:45