mdebnu
14.06.2020 03:51
История
Есть ответ 👍

Таблица достижения и проблемы кубы 1959-2010 годах​

126
476
Посмотреть ответы 1

Ответы на вопрос:

Robobob
4,8(89 оценок)

в культуре каждого народа мировоззрение существует в качестве умозрительной картины мира и является частью духовной культуры.  в основе его - соотношение человека и верховного начало, соотношения материи и духа. так сложилось, что древнетюрское духовное мировозрение утратило свою самостоятельность в традиционной культуре и сохранилось в виде пережитков. это странно в основе этого мировозрение - древнетюркская религия «тенгиризм» или «тенгерианства», которая была государственной религией тюркских народов (уі-ушвв). сегодня пережитки духовной древнетюркской культуры является реликтами тенгиризма. тенгрианство реконстрируется нами фрагментарно на основании данных памятников древнетюркской рунической письменности и взаимодополняющих интерполяций в области в древнетюрской археологии и этнографии тюрских народов евразии.

духовные ценности любой цивилизации особой долговечностью существования и в несравненно большой степени запечатливают особенности эпохи своего создания и личности тюрков. сохраняют черты элитности при общих эстетических и художественных вкусах общества. с духовными ценностями связаны интеллектуальная жизнь, накопленные знания, мораль, право, наука, художественные произведения. при этом особо важный аспект для изучения духовной культуры составляют религиозные системы, которые напрямую связаны с этническими и культурными процессами.

в древних верованиях всех тюркских народов важное место занимает культ великого  тенгри(тангри, тенгри, танир, хан тенгри, кок тенгриси).общетюркское его распрастронение говорит о его формировании в древнетюркскую эпоху, когда единство тюркского народа еще существовало как реальное социально-политическое и духовно-идеологическое явление. об этом говорит и наличие слово «тенгри» в орхонских древнетюркских надписах с употреблением в смысле  «бог», «небо».

основной и ключевой категорией для понимания тенгрианство является тенгри. слово «тенгри» в древнетюркских писменных памятниках и в «диван лугат ат-тюрки» махмуда кашгари пишется как «тэңри» [1; с.49] в разных культурных традициях, сохраняя свои основные смысл и значения, оно пишется и читается по разному:   у алтайцев- теңри, монголов-теңер, бурят-теңери, тувинцев-деер, якутов-таңара, чувашей-тура, проболгар-таңра, в древних хунну по китайским источником-ченли, одно из имен-авалокитешвары, тиветцев-ченре-зиг.

н. г. аюпов пишет: «само слово «тенгри» прототюркское, в последствии перешедшее в хуннский язык. оно состоит из двух корней «тэң» и рі, первый корень означает «небо», второй «человек». в современных тюркских языках слово «ер»,  «ір» означает мужчину. термин «таң» в хунском и древнетюркском означает зарю, восход, начало всего,  «когда озаряет все », когда «все просыпается и начинает жить»  [2; с.24]

в якутской традиции слово таңара означает - 1)видимое небо, небо как божество. 2)бог [3; с.25] в л. дашням, развивая мысль о том, что у монголов слово тэнгэр вмещает все вещи и явления, пишет, что «небо есть, великое бытие, великое мощь безмерное влияние, транслятор, из которого распространяются необычные сигналы, становящиеся человеческим достоянием» [4; с.2551]. м.гантуая отмечает, что «прежде всего понятие монгольского слово «тэнгэр» в филосовском смысле означает транссендентальное бытие, необычайная сила тарнссендентности» [5; с.182]

тувинский исследователь о.хомушку отмечает «в древности в традиционных верованиях народов саяно-алтая вырабатывалась идея абсолюта, священного, божественного начала.таким верховным божеством выступало небо. небо в таком понимании имеет безграничное пространство, где имеется малая медведица, большая медведица, девять планет, девять небес и др. подобная этажность трактовалась как иерархическая ступенчатая пирамида, аналогичная социальная лестница

Популярно: История