Ответы на вопрос:
«песня про купца калашникова» (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны «бородино» и «смерть поэта»). никогда ранее лермонтов не приближался так близко к народной поэзии. близость эта проявляется не просто в определенных формальных особенностях (в языке, стихе), но прежде всего в воспроизведении народного сознания. замысел поэмы был связан с идеей, отразившейся в «бородино»: восхищение героическими подвигами и личностями прошлых эпох и горечь при мысли о ничтожестве нынешнего поколения.
в «песне…» выражены поэтические размышления не столько об эпохе ивана грозного, сколько о своей современности, о правах человеческой личности. в частности, существует предположение, что в поэме нашли отражение раздумья автора о судьбе и причинах гибели пушкина. смысл поэмы белинский видел в том, что в нец «…поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его жизни перенесся в ее прошедшее…
два крупных, сильных характера, созданные лермонтовым в этой поэме, прямо противопоставлены друг другу. их основные свойства были уже намечены в лирике лермонтова и его ранних поэмах. царский опричник кирибеевич — продолжение романтического героя-индивидуалиста, не признающего для себя никаких нравственных запретов и готового принести в жертву своим страстям честь и достоинство других людей. купец калашников выражает народное начало, он продолжает линию лермонтовских героев-мстителей. калашников дорог поэту не только как борец против неправды и произвола. не менее дорога его нравственная стойкость, внутренняя убежденность в своей правоте. с ним связано представление о твердых нравственных устоях, народной традиции. он одерживает моральную победу над своим противником.
еще недавно кирибеевич, обнаруживающий способность к сильной любви и во имя страстного чувства нарушающий общепринятые нормы, мог оказаться в центре поэмы как высокий романтический герой. теперь концепция лермонтова заметно меняется. байронический герой-индивидуалист развенчивается. в образе кирибеевича есть свое поэтическое обаяние, он даже не лишен угрызений совести, но у лермонтова он прямо противопоставлен калашникову как носителю народного сознания и, несомненно, уступает ему в нравственном отношении. в конце поэмы говорится о поклонении народа могиле калашникова, но не кирибеевича, хотя погиб и он.
важное место в системе образов поэмы занимает иван грозный. он дан в духе народных представлений, зафиксированных во многих фольклорных произведениях, в которых отмечалось соединение в характере царя черт справедливости и вместе с тем деспотизма. так проявляется важнейший идейно-эстетический принцип лермонтова: он смотрит на своих героев глазами народа, подвергает их контролю и суду с позиций народных представлений о долге, чести и нравственности. естественно, что в такой поэме лермонтов широко использовал систему изобразительных средств, присущих народно-поэтическому творчеству.
но в «песне про купца калашникова» нет прямого, буквального заимствования из каких-то определенных фольклорных текстов. лермонтов творчески использует народную поэзию, свободно переплавляя ее в соответствии со своим замыслом. мир устного народного творчества органически входил в художественный мир лермонтова. «песня…» была опубликована анонимно (ссыльный поэт не мог подписать ее своей фамилией). белинский уже в первом своем отзыве на поэму сразу же отметил появление нового таланта в поэзии: «не знаем автора этой песни, но не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша приобретает сильное и самобытное дарование».
Популярно: Алгебра
-
alenagalcheva04.10.2022 11:24
-
marsel3505.04.2020 20:45
-
Анита100203.08.2020 07:42
-
Владуся2802.10.2021 14:11
-
LUCOVERUS24.09.2021 05:16
-
ЕваКимСокДжин27.07.2020 09:44
-
Христя201728.04.2020 21:42
-
Lidyanka01.11.2020 09:24
-
12347810193410.11.2020 16:15
-
Капитошка198506.12.2021 17:04