Яку помилку допустила фея Рожабельверде, якими були її наслідки? (за повістю Е.Т.А.Гофмана "Крихітка Цахес")
130
142
Ответы на вопрос:
Как прижизненная критика, так и современное чеховедение уделяли недостаточно внимания природе метафоры в творчестве чехова. эта тема обычно возникала только в контексте широких и расплывчатых рассуждений о «поэтичности», «лиричности», «музыкальности» чеховской прозы. исключение составляют работы а.п.чудакова, в которых содержится целый ряд глубоких (однако не систематизированных) наблюдений над механизмами порождения чеховской метафоры[1]. в данной статье мы рассмотрим механизмы порождения и функционирования чеховской метафоры на примере рассказа «скрипка ротшильда». при описании порождения и семантического ореола метафор мы будем опираться на достижения когнитивной теории метафоры, широко применяемой в современной лингвистике, однако остающейся до сих пор невостребованной в (работы дж.лакоффа, м.джонсона, н.д.арутюновой и др.)[2].сравнивая узуальные метафоры, которыми занимались когнитивисты, с «авторскими» метафорами а.п.чехова, мы убеждаемся в том, что в основе чеховской метафоры всегда лежит общеязыковая, однако чехов трансформирует и преобразует языковую данность таким образом, что метафорика начинает работать на основные темы его сочинений (в частности, на тему некоммуникабельности). в результате как отдельные метафоры и сравнения, так и более масштабные единицы чеховского текста, которые можно посчитать случайными (по а.п.чудакову), получают единое непротиворечивое объяснение. чеховские тексты развертываются как поэтические, являют собой сеть тонких взаимосвязей, неявных для поверхностного читателя и представляющих собой реализацию конечного числа метафорических комплексов.рассмотрим механизмы порождения чеховской метафоры в рассказе «скрипка ротшильда» на примере метафорических репрезентаций эмоционального состояния «тоска». под метафорическими репрезентациями мы подразумеваем как эксплицитно, так и имплицитно явленные в чеховском тексте окказиональные метафоры и сравнения, единичные и развернутые, которые имеют в качестве исходной точки общеязыковые метафоры и в процессе авторской трансформации вместе с ближайшим лексическим, предметным и ситуативным контекстом особое связное семантическое поле. рассказ «скрипка ротшильда» (1894) называют «одним из самых "чеховских" рассказов» писателя, в котором «есть все, что, так или иначе, отмечается исследователями как элемент чеховского идеостиля»[3], в частности, эмоциональная неудовлетворенность героев и связанные с ней приступы отчаяния – очевидная черта поздней прозы и драматургии писателя. тоска[4], наряду с такими понятиями, как скука, одиночество, сумерки являет собой один из ключевых чеховских концептов[5]
Популярно: Литература
-
bitkut16.05.2023 20:12
-
Ростислав111л31.01.2021 20:26
-
МориартиvsШерлок24.08.2022 07:30
-
оргеотепок02.07.2020 00:14
-
Lera03090420.06.2021 06:19
-
krokodilol15.10.2022 16:34
-
Натали19099726.09.2022 08:30
-
Алима2004104.07.2020 22:23
-
cashpass875412.01.2023 23:22
-
ТупенькийХлебушек118.10.2021 07:06