Формационный и цивилизационный подходы к науке. расскажите что-нибудь кратко
292
324
Ответы на вопрос:
Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли о. шпенглер, м. вебер, а. тойнби. этот подход базируется не на выделении уровня производительных сил и базиса, а на определении вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей в жизни общества. здесь отсутствует абсолютизация социально- законов, господствующих над людьми, принимается во внимание сложное переплетение технического, , политического, религиозного и других социокультурных факторов в реальной деятельности людей, провозглашается право каждого народа на собственный социально- эксперимент, на реализацию своей культурной программы.но посвящая анализу культуры все свое внимание и энергию, сторонники цивилизационного подхода часто вообще не обращаются к материальной жизни. цивилизационный подход представляется именно как противоположность формационного, как отрицающий материально-произ-водственную детерминацию общества и его . но противоположности смыкаются. выпячивание какой-либо одной формы культуры делает подход монистическим, однотипным формационному.цивилизационный подход еще не разработан до конца как общеметодологический подход к анализу общественно- процесса. и он должен быть плюралистическим, принимающим во внимание сложное переплетение технического, , политического, религиозного и других социокультурных факторов в общественно- процессе. его методология должна находиться в соответствии с современными представлениями о многофакторности и многовекторности развития. сущность цивилизационного подхода должна усматриваться в многофакторном и многовекторном анализе общественно- процесса. в этом случае насущно необходимым станет использование достижений монистического подхода, результатов анализа места и роли отдельных сторон общественной жизни, смыкание цивилизационного (плюралистического) и формационного (монистического) подходов.одной из предпосылок сопряжения формационного и цивилизационного подходов является сложный, спиралевидный характер формационной теории общественного развития (а не линейно-стадиальный, как многие себе представляют). она может многое дать цивилизационной теории, указывая на единство развития мировой совокупности цивилизаций как целостной системы. на необходимость сохранения и использования формационного подхода к анализу общества и его указывают многие отечественные и зарубежные исследователи. проведя сравнительный анализ марксистского и плюралистического подходов, либеральный социальный мыслитель г. макленнан пришел к следующему заключению: «в то время, как плюралисты не стремятся исследовать процессы человеческого общества, вследствие чего их социальная онтология весьма небогата, марксисты, напротив, проявляют интерес именно к процессам, идущим в глубинах общества, к их причинно-следственным механизмам, которые призваны обнаружить как логически рациональное, так и возможное общее направление этой эволюции»[3]. далее он указывает, что системные аспекты капиталистических обществ невозможно рассматривать, не используя марксистские категории (особенно такие, как способ производства и смена общественных формаций). анализ же явлений, приводящих к множественности социальных формирований и их субъективных интересов (урбанизация, потребительские субкультуры, политические партии и т. более плодотворен в плоскости плюралистической методологии.
Популярно: История
-
Blueberrynyam12.05.2023 17:47
-
юлиядзудзе14.12.2021 04:37
-
JlunaJlove01.02.2023 04:52
-
IvanUmnisa23.11.2021 15:47
-
SaBzZiRo10.08.2021 09:32
-
egorkakraynov02.01.2023 07:21
-
Katia5353520.08.2021 16:28
-
fatowka8404.10.2021 12:19
-
Катя3621117.01.2023 10:46
-
maxim2006c04.10.2021 01:29