Идея для написания романа “Дубровский” возникла у Александра Сергеевича Пушкина после истории П. В. Нащокина о неком дворянине из Белоруссии, который из-за несправедливости во стороны богатых помещиков стал предводителем разбойнической шайки. Работа над произведением началась в 1832 году и продлилась до 1833 года. Фамилия главного героя была взята Александром Сергеевичем Пушкиным из списка жертв дворянского произвола – там числился некий Дубровский, звучная фамилия которого пришлась автору по душе. К сожалению, Александр Пушкин так и не успел закончить своё творение, а потому оно сохранилось лишь в черновиках и обрывается на моменте исчезновения Дубровского. Тем не менее, исследователям удалось найти некоторые отрывки из черновиков, в которых, по замыслу писателя, князь Верейский должен был встретить смерть, а Дубровский снова вернуться на русскую землю. Произведение “Дубровский” появилось в печати только в 1841 году, когда великий писатель был уже мёртв.
Человек – часть природы: эта истина неоспорима. как бы ни провозглашал он себя царем природы, все равно вернется в землю, откуда, из грязи, и был сотворен богом. эта идея довольно часто встречается в философских произведениях разных поэтов. не стал исключением исергей есенин. именно тема зависимости человеческой жизни от законов природы зучит в его известном стихотворении «отговорила роща золотая» (1924), ставшим популярной песней. образ золотой рощи, говорящей языком берез, поразителен сам по себе, но особенно тонко и проникновенно раскрывается в этом произведении сложное психологическое состояние лирического героя. для есенина характерно очеловечивание природы: она словно человеческих чувств. а лучше всего поэту удается передать любовь к жизни. распространенный в народной лирической поэзии параллелизм – сопоставление природных явлений с событиями жизни человека – характерен и для этого произведения. образ героя соотносится с образом березовой рощи на протяжении всего стихотворения: как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. а в конце подчеркивает параллелизм ярким образным выражением: «роща золотая отговорила милым языком». по жанровым признакам это стихотворение можно считать элегией – грустным размышлением о смысле жизни человека, его истинном предназначении на этой земле. неприкрытая грусть сквозит почти в каждой строке: роща «отговорила», журавли, «печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком», да и сам герой «роняет грустные слова», ведь ему не жаль «ничего в прошедшем». все эти слова стихотворению неспешную интонацию, позволяющую и читателю не только проникнуться этим состоянием, но задуматься над тем, для чего он живет на этом свете, почему каждый в мире только странник? кроме того, неспешность, напевность этого лирического произведения (а оно давно положено на музыку и воспринимается как народная песня), усиливается пятистопным ямбом и использованием звукоподражания – : «в саду горит костер рябины красной». несмотря на «грустные» слова, становится понятно, что это вселенский закон жизни: «каждый в мире странник». таким образом, философский план стихотворения представляют раздумья о жизни. почему герой ничего не жалеет в прошедшем? конечно, ему не жаль лет, «растраченных напрасно» (что вполне объяснимо), но не жаль и «души сиреневую цветь». эта сложная во всех смыслах метафора не просто раскрывает состояние души героя, она является своеобразным символом всей поэзии сергея есенина. не случайна и реминисценция из стихотворения михаила юрьевича лермонтова «выхожу один я на дорогу…» - строка «стою один среди равнины голой». в обоих стихотворениях как будто выражены путиодиночества лирических героев: «один». герои стремятся к синтезу с миром – соединением с равниной, пустыней и небом. именно такие образы повторяются в обоих стихотворениях. нужно заметить, что ощущение всемирности, восприятие себя в контексте космоса были основными мотивами философской лирики xix-xx веков. песенность данного стихотворения есенина подчеркивается с кольцевой композиции, при этом первая строфа «отговорила роща золотая березовым веселым языком» частично повторяется в заключении: что роща золотаотговорила милым языком. но это не просто повторение – это своеобразный вывод: метафорическое уподобление березе, не раскрытое, а только обозначенное в первой строфе, получает свое логичное завершение в последней строфе. подобное завершение не просто образно, оно афористично. вообще, все стихотворение полноафоризмов: «кого жалеть? ведь каждый в мире странник – пройдет, зайдет и вновь оставит дом»; «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова». поэты довольно часто беспокоятся о судьбе своих произведений. и если кто-то мечтал, что придет в «коммунистическое далеко», а кто-то считал, что к нему «не зарастет народная тропа», то есенин довольно пессимистично рассуждал о том, что «время, ветром разметая, сгребет их все в один ненужный ком». однако время все расставило на свои места: творчество сергея есенина известно и любимо не одним поколением людей.