Есть ответ 👍

Какие вопросы ставит поэт в "Хамсе"?​

135
188
Посмотреть ответы 3

Ответы на вопрос:

olgakankova86
4,6(53 оценок)

Хам

се, пять поэм Низами на многие века определили развитие поэзии народов Востока. Каждый выдающийся поэт считал своим долгом написать подражания («подобия» или «ответы») на сюжеты пяти поэм Низами, сохраняя даже форму рифмовки. По неполным данным низамиведов, по мотивам Лейли и Меджнун написано более ста подражаний на фарси и тюркских языках. Лишь на языке фарси существует свыше сорока ответов. Среди поэтов, что прославились в мировой поэзии, создав по мотивам Хамсе Низами свои знаменитые пятерицы, – индийский поэт Амир Хосров Дехлеви (1253–1325), персо-таджикский поэт Джами (1414–1492), узбекский поэт Алишер Навои (1444–1501).

Объяснение:


ответ:Хамсе» («Пятерица») — сочинение Алишера Навои, включающее пять поэм. Написаны в 1483-1485 годах.

Навои поэтическую деятельность начал с лирики. Свои стихи на чагатайском (староузбекском) языке он объединил в четыре сборника (дивана). Первый из них - «Чудеса детства» - содержит стихотворения, написанные поэтом между 17-20 годами жизни. Второй — «Редкости юности» — состоит из стихов, созданных в возрасте от 20 до 35 лет. Третий — «Диковины среднего возраста» — включает лирические произведения, написанные от 35 до 45 лет. Последний сборник лирики Навои составил за три года до смерти, включив в него лучшие свои произведения.

В сборники вошли обычные для дивана жанры поэзии: касыды (оды), газели, расположенные в алфавитном порядке по последней букве рифмы, строфические стихи (мухаммас — пятистишие, мусаддас — шестистишие, рубаи - четверостишия); кыт'а (фрагменты) и фард (единичные бейты). Объем всех четырех книг, названных поэтом «Сокровищницей мысли», - около 47 тысяч стихов.

Основа лирики Навои — размышления о человеке. Человек у него не абстрактное существо, а носитель пороков или добродетелей. Пороки бичевали почти все поэты восточного средневековья. Нетерпимость к человеческим недостаткам исходила из глубокого гуманизма служителей музы, их стремления людям. Именно этим объясняется создание колоссальной по объему дидактической литературы. Навои, стоящий у кормила власти, будучи хранителем печати, а затем удостоенный титулов эмира и визиря, казалось бы, мог не заметить всего того, что он подвергает осуждению. Однако поэт-гуманист в нем взял верх над вельможей.

В богатейшем литературном наследии Алишера Навои особое место отводится «Хамсе», названной в подражание одноименным произведениям азербайджанского поэта XII в. Низами Гянджеви. Мысль о создании этого цикла принадлежала Джами, учителю Навои, поэту-суфию. Джами высоко оценил творение своего ученика.

Творческое подражание Навои носило традиционный характер. Он впервые создал полную «Хамсе» на тюркском языке, хотя не был свободен в выборе ни темы, ни размера. Традиция требовала, чтобы новое произведение повторяло объект подражания, как по форме, так и по содержанию.

Первая часть «Хамсе» Навои — дидактическая поэма «Смятение праведных», которая была написана в 1483 г. и содержит около восьми тысяч стихов (4 тысячи бейтов). Она делится на 64 главы, из которых по традиции первые одиннадцать — восхваление Бога, прославление пророка. Двенадцатая глава посвящена Низами и Эмир Хосрову, а тринадцатая — Джами. Далее в поэме приводятся основные принципы суфизма. Свои морально-этические взгляды Навои изложил в нескольких главах. Блестящий прием иллюстрации моралистических сентенций притчами, рассказами, взятыми из народного творчества, делают книгу на редкость увлекательной.

Второе произведение в «Хамсе» Навои — поэма «Лейли и Межнун» («Лейла и Маджнун»). Она была начата сразу же после окончания первой, и закончена в 1484 г., состоит из 3500 бейтов (двустишей). В ней поэт повествует о трагической любви юноши Кайса к своей сверстнице, о безмерном страдании, которое приносит двум влюбленным эта любовь, и их трагической смерти.

В том же 1484 г. Навои закончил третью поэму — «Хосров и Ширин». Это любовно-лирическая поэма также имеет трагический финал. Материалом ей послужил исторический сюжет—любовь сасанидского правителя Хосрова к армянской царевне Ширин. Любовная коллизия в этой поэме сильно отличается от предыдущей поэмы, но их объединяет тот же трагический финал — смерть влюбленных.

«Семь планет» — четвертая по счету поэма, была закончена в 1484 г. «Биография» сасанидского шаха Варахрана V — основной сюжет поэмы, входила когда-то в доисламскую хронику «Книга царей», потерянную после исламизации Ирана. Поэма воссоздает многие детали этой истории.

Наконец, пятая поэма Навои («Вал Искендера») была завершена в 1485 г. Поэма начинается с обычного вступления (восхваления Бога, его пророка), затем поэт говорит о необходимости тщательного изучения истории. Основной сюжет поэмы — завоевательные походы Искандера (Александра Македонского). Поэма любопытна и своей композицией; к каждой главе предпослано введение, в котором поэт излагает философско-этические мысли и иллюстрирует их рассказами и притчами. Затем приводится беседа Александра с мудрецами. Поэма - поистине сокровищница политической мудрости поэта.

Вскоре после окончания поэмы Навои оставил столицу и уехал в отдаленный Астрабад. В последние годы жизни он отошел от государственных дел и целиком занялся литературой. С 1488 г. и до конца жизни он написал девять произведений и завершил редакцию четырех лирических диванов. Он также автор книги «История иранских царей», антологии «Беседа утонченных» (1491 г.), сочинений «Беседа птиц», «Спор двух языков» и др.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Объяснение:

Feshiondiva
4,7(83 оценок)

  м. ю. лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в россии после разгрома восстания декабристов. потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира.          на протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.          лирический герой лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. в лирике лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.          одиночество - центральная тема его поэзии. лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в отчизне.          его одиночество в свете отразилось в стихотворении “дума”. здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.          эту же мысль лермонтов выразил и в стихотворении “как часто, пестрою толпою окружен”. здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.          лермонтов тосковал по настоящей жизни. он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.          в стихотворении “и скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. и действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку в минуту душевной невзгоды”. в этом стихотворении видно не только одиночество лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. явно прослеживается его неверие в любовь:         но кого на время - не стоит труда,          а вечно любить невозможно.         в стихотворении “” присутствует все тот же мотив одиночества. лирический герой , по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой слышится в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей - лицемерами, оклеветавшими его.          в стихотворении “нет, не тебя так пылко я ” видна связь с прошлым. лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.          в стихотворении “завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. армеец говорит о ней: “пустого сердца не жалей. пускай она ей ничего не значит”. эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. здесь также прослеживается мотив одиночества. лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.          “сон” - стихотворение с новеллистическим сюжетом. оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. в этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. в своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.          стихотворение “молитва” построено как монолог лирического героя. в нем он молится о счастье любимой, о ее душе. здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.          в “утесе” лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.          в стихотворении “на севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.          в стихотворении “листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. дубовый листок ищет себе пристанища. он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. и он опять один на белом свете. 

Популярно: Литература