Есть ответ 👍

Напишите сочинение на тему "Две правды о человеке в пьесе На дне"

288
335
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:


“На дне” - вершина драматургии М. Горького. Центральная идея пьесы - спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее -правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Авторскую позицию выражает Сатин, противоположную - Лука. Пьеса имела грандиозный успех по выходе, но сам автор был ею недоволен. Читателю же поневоле больше нравится гуманизм и человечность Луки, чем пламенные слова, произнесенные шулером: “Человек - это звучит гордо!” Сатин, говорящий эти слова, даже и не пытается изменить свое положение: “Работать? Для чего?.. Человек — выше сытости!..” Горький не смог найти более “положительного” героя на дне общества произнести слова о гордом Человеке И оттого мы чувствуем фальшь, неестественность в речах Сатина. Недаром позже Горький напишет пьесу “Старик”, в которой попытается лишить образ Луки обаяния, рассказав о темном своего героя.

Ночлежка для нищих - символ, образ последнего дна, на которое опустились люди, потерявшие смысл жизни, потерявшие надежду и веру в себя. Пьеса начинается с описания ужасной обстановки ночлежки. Все персонажи - “бывшие люди”: Барон - бывший аристократ, Актер- артист, Клещ - рабочий. Кто-то из них уже отчаялся: Актер, Анна, Пепел, Настя ищут выход в мечтах, и только Клещ действительно хочет вырваться отсюда. Крайнюю позицию занимает Сатин, презирающий труд и любые социальные условности.

С появлением Луки с его философией любви и жалости к человеку однообразная жизнь ночлежки меняется. Первоначально Лука был задуман как отрицательный персонаж, в то время как Сатин — положительный.

.Но автор, будучи писателем-реалистом, создал образ странника намного сложнее и богаче, чем предполагалось сначала. Существует мнение, что в образе Луки пародийно показан Л. Толстой с его философией непротивления.

О самом Луке мы знаем очень немного: странник “лет шестидесяти”. Он добр (во всяком случае, таким он предстает перед нами), он жалеет людей, пытается пробудить в них надежду, проповедует сострадание к человеку. Он считает, что полная правда для человека губительна, поэтому и рассказывает историю о бедняке, жившем одной надеждой — найти праведную землю — и не пережившим разочарования в своей мечте. И действительно, Актер кончает жизнь самоубийством, не вынеся “правды” Сатина. Недаром пьеса заканчивается словами Сатина: “Эх... испортил песню... дур-рак!”

Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь: “Отдохнешь там!..”, -хотя сам не верит в Бога (“Во что веришь, то и есть...” - уклончиво отвечает он Пеплу на этот во делает вид, что верит Насте: “Я -верю!.. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит - была она!” Старик дарит надежду Актеру: “Ты... лечись! От пьянства нынче лечат... Бесплатно...”, указывает дорогу Пеплу: “...Уйди с ней отсюда...”. И он по-своему прав. Действительно, зачем женщинам, с детства живущим в жестокой действительности и никогда не видевшим в жизни прекрасного, нужна жестокая правда - пусть они будут счастливы хотя бы в мечтах. Актер же и Пепел по-настоящему поверили Луке и решили вырваться из нищеты и грязи. И, как знать, возможно, это бы им удалось... Так, Актер говорит: “Я сегодня - работал... а водки не пил”. Он наконец-то ощутил себя человеком, у него появился интерес к жизни, он даже стал вспоминать стихи.

С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы. Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он “разбудил” шулера, пробудив в нем человека. Сатину Неприемлема позиция Луки, но тот, по крайней мере, заставляет его задуматься. Недаром Сатин запрещает всем плохо отзываться о старике: “Он- умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...” Именно теперь Сатин произносит свой знаменитый монолог: “Я— понимаю старика... да! Он врал... но— это из жалости...Кто слаб душой...и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... Ложь — религия рабов и хозяев”. “Правда — бог свободного человека!” - таков девиз Сатина. Человек обязан знать, как низко он пал, чтобы начать новую жизнь, говорит шулер. Человек “выше всего”, он ни в чем не нуждается: ни в любви, ни в жалости, ни в сострадании. Настоящий, свободный, сильный человек достоин правды. Безусловно, философия Сатина — это ранняя романтическая философия автора, согласно которой “человек выше жалости”, “человек есть все” и “нет ничего, кроме человека”.

И с этим трудно поспорить, тем более что сюжет развивается в соответствии с позицией автора: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже Клещ смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь, то есть Лука никому реально не улучшил жизнь. Утешение Луки действует недолго: правда вновь приводит человека к разочарованию, но хотя бы какое-то время он будет счастлив, и иногда это уже немаловажно.

Объяснение:


Дубровский уже  осведомлен о сватовстве князя. он предлагает избавить машу от ненавистного ей человека. маша отказывается, ещё надеясь уговорить отца, но просит, чтобы дубровский пришёл на , если её насильно повезут под венец. пусть владимир тогда спасёт её, и она станет его женой. перед расставанием дубровский надевает   маше кольцо на палец, говоря, что если ей понадобится , она должна положить это кольцо в дупло стоящего у беседки дуба. маша пишет князю верейскому письмо, прося, чтобы он взял назад своё сватовство. но князь не думает отступаться. машино письмо он показывает троекурову. кирила петрович считает теперь, что свадьбу нужно играть как можно скорее. он назначает её на послезавтра. в отчаянии маша грозит прибегнуть к дубровского. услышав эти слова, отец приказывает запереть её в одной из комнат и не выпускать оттуда. под окно к узнице-маше приходит младший брат саша. маша бросает ему кольцо дубровского и просит отнёсти его в дупло дуба у беседки. саша так и делает. но когда он хочет идти назад, невесть откуда взявшийся рыжий мальчишка подбегает к дуплу и берёт кольцо. саша не знает, что это – посыльный дубровского. он заводит с рыжим мальчиком драку за кольцо. на саше прибегает садовник степан. схватив рыжего, он ведёт его на барский двор. стоящий там троекуров расспрашивает о том, что случилось, и узнаёт про кольцо. он догадывается: маша давала им условный знак дубровскому. рыжего мальчика отпускают, но из-за задержки на барском дворе он приходит к дубровскому слишком поздно. машу обряжают в фату и везут в церковь венчаться с князем. священник совершает над ними обряд, и свадебная процессия направляется к поместью верейского. по дороге на неё нападает дубровский со своими людьми. князь пытается отбиваться, но разбойники отнимают у него оружие. дубровский говорит маше, что она свободна, однако девушка отвечает, что теперь уже поздно: она не может пренебречь уже совершённым церковным обрядом. разбойники отпускают карету и уезжают в лес.

Популярно: Литература