Ответы на вопрос:
Вопросы нравственности, борьбы добра со злом — вечны. в любой мы найдем произведения, в которых они тем или иным образом затронуты. даже спустя десятилетия и столетия мы снова и снова обращаемся к образам дон кихота, гамлета, фауста и других героев мировой . проблемы нравственности и духовности, добра и зла волновали и писателей. надо было быть смелым человеком, чтобы говорить так, как это сделал неизвестный автор «слова о полку игореве»; как делал это один из первых проповедников киево-печерский игумен феодосий, за что навлек на себя княжеский гнев. в последующие времена передовые писатели продолжали осознавать себя независимыми от воли князей и царей. они понимали свою ответственность перед народом и отечественной , ощущали себя более высокими по своему призванию, чем сильные мира сего. стоит вспомнить радищева, пушкина, лермонтова, гоголя, льва толстого, достоевского, многие другие имена писателей нового времени. в нынешнее время, когда мы только-только вступили в xxi век, когда в повседневной жизни буквально на каждом шагу приходится сталкиваться с аморальностью и бездуховностью, нам как никогда прежде нужно со всей ответственностью обратиться к урокам нравственности. в книгах замечательного писателя ч. айтматова герои всегда ищут свое место в жизни. они способны «изо дня в день восходить к сияющему совершенству духа». например, в романе «плаха» писатель попытался «отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе с ним прошел через духовные пространства и поднялся на более высокую ступень». главный герой произведения — сын священника авдий каллистратов. по словам духовных наставников семинарии, он еретик. авдий стремится к тому, чтобы нести доброту и справедливость в мир, полный жестокости и равнодушия. он верит, что может оказать влияние на юнцов, собирающих анашу, очистить их души от черствости и безразличия к самим себе и тем, кто находится рядом с ними. авдий стремится к любви и правде и совсем не догадывается, какая бездна безнравственности, жестокости и ненависти откроется перед ним. встреча героя с собирателями анаши становится своеобразной проверкой сил и возможностей. авдий как может старается донести им светлые идеи справедливости. но этих идей не могут понять ни главарь «анашистов» гришан, ни его напарники. они собирают коноплю ради денег, а остальное для них не важно. они считают авдия сумасшедшим «попом-перепопом», чужим в их кругу. авдий наивно полагает, что главным оружием в борьбе за человеческие души, за нравственность в отношениях между людьми является слово. но постепенно выясняется, что «анашисты» и обер-кандаловцы говорят с ним на разных языках. в результате анашисты выбрасывают его из вагона поезда, а обер-кандаловцы распинают на саксауле. с наивной верой в возможность очищения мира от зла и безнравственности искренним душевным словом авдий взошел на свою плаху. что заставляет человека сворачивать с правильного пути? в чем кроются причины перемен, происходящих с ним? к большому сожалению, на подобные вопросы литература не может дать однозначного ответа. ное произведение лишь представляет типичные проявления нравственных болезней времени. главный же выбор остается за нами -— реальными людьми, живущими в реальном времени. нравственные проблемы являются своего рода вторым оборотом ключа в повестях в. быкова, который открывает дверь в произведение, при «первом обороте» представляющее собой незначительный военный эпизод. больше всего писателя интересуют обстоятельства, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а исключительно своими нравственными принципами. ивановский («дожить до рассвета»), мороз («обелиск»), сотников («сотников»), степанида и петрок («знак беды») — вот далеко не полный перечень героев в. быкова, которые оказываются в ситуации нравственного выбора и с честью выходят из нее. погибает алесь мороз. но перед смертью он «сделал больше, чем если бы убил сто немцев». гибель сотникова оказывается почетнее жизни, купленной рыбаком. погибают степанида и петрок, до последней минуты своей жизни отстаивая свои личные нравственные принципы. «истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека», — говорил р. эмерсон. когда мы совершенствуем себя, мы тем самым совершенствуем и окружающий нас мир. и мне кажется, что только путем нравственного развития человеческое общество сможет достигнуть вершин совершенства.
Популярно: Литература
-
DoctorVatson117.04.2023 10:56
-
nikitakozlav8niks03.04.2023 04:21
-
vagiz977923.05.2020 15:59
-
31Maks3113.08.2022 04:38
-
subscribetome05.02.2020 23:48
-
alexc12314.08.2022 07:09
-
Kseniacаt18.12.2021 11:12
-
опернг07.02.2020 21:25
-
лолер229.06.2022 06:32
-
FlUSHWER06.11.2020 06:49