Есть ответ 👍

Какими событиями общественной и культурной жизни обусловлены процессы, происходившие в литературном развитии страны?

115
260
Посмотреть ответы 1

Ответы на вопрос:


Да полегоньку писать рассказы о своем детстве, о селе родном и его обитателях, о дедушке и бабушке, ни с какой стороны не годных в герои той поры. первоначально цикл рассказов и назывался "страницы детства". и чудесный эпиграф кайсына кулиева со сладкой грустью предварял его: "мир детства, с ним навечно расставанье, назад ни тропок нету, ни следа, тот мир далек, и лишь воспоминанья все чаще возвращают нас туда". рассказы писались легко, быстро, радуя сердце. с появлением рассказов "конь с розовой гривой" и "монах в новых штанах", я понял, что из всего этого может получиться книга. и она получилась. в 1968 году в перми вышла книга под названием "последний поклон". я долго искал это название, а оно уже было в книге - так называлась одна из глав. и однажды мой товарищ ткнул пальцем в это название. книгу ту оформлял покойный уже пермский художник алексей мотовилов. больше года он работал, на каких-то цинковых пластинках гравюры резал, когда книгу печатали, художник ночевал в типографии, чтоб все было напечатано как надо. и все пермское издательство старалось, и книга получилась как надо, в суперобложке, с цветным шрифтом. я это к тому, что везде, хоть на стройке, хоть в издательстве, нужны в работе самоотверженность и любовь, увы, куда-то во многих местах и на предприятиях наших подевавшиеся. говорят: "хорошая весть на месте лежит, худая по земле бежит", да не всегда, к счастью, жизнь идет по пословице. книга "последний поклон", была замечена в столице, благосклонно встречена критикой. пошла хвалебная почта, которую я, конечно же, читал с большим удовольствием и млел еще ненадорванным, горячим сердцем. но жизнь шла вперед, и я вместе с нею куда-то двигался, съездил, и не раз, в сибирь, на родину, побывал на енисее, на оби. урал, к той поре почти на голову разбитый, досконально изучил, из газеты и с радио ушел - шибко они растревожили и поранили мою совесть. не вдруг, не сразу, но понял я, что чего-то в "поклоне" не договорил, "перекосил" книгу в сторону благодушия, и получилась она несколько умильной, хотя я к этому сознательно и не стремился, а все же жизнь пообтесал, острые углы пообпиливал, чтоб дорогие читатели, советские, прежде всего, за них штанами не цеплялись и коленки не ушибли. а ведь жизнь-то тридцатых годов не из одних веселых детских игрушек и затейливых игр состояла, в том числе и моя жизнь и жизнь близких мне людей. продолжались раздумья, воспоминанья, продолжалась во мне книга. уже живя в вологде, я написал новые главы "последнего поклона" и однажды издал книгу в москве, состоящую из двух частей. встретивший меня как-то мудрый горец и славный поэт кайсын кулиев спросил: "что же эпиграф-то снял? - и сам себе ответил, грустно покачивая головой: - понимаю. книга переросла воспоминания детства". нет, книга не "переросла детства". как его перерастешь? оно вечно с нами, со своим вечным, прекрасным, радостным обликом и звонким голосом. книга ушла из детства дальше, в жизнь, и двигалась вместе с нею, с жизнью. в 1980 году я переехал жить на родину и уже через год-другой почувствовал, что моя заветная книга снова "зашевелилась" во мне, - я заметил в ней неточности, неизбежные оттого, что писалась она вдали от "натуры", ощутил пропуски в книге и какие-то упущения памяти, а главное - позывы "рожать". и снова, с радостью, с тем удовольствием, какого мне не доставляла работа ни над одной моей книгой, принялся я за "поклон". конечно же, не так уж легко и прытко писалось, как в "верхоглядной" молодости, однако, одолел я и третью часть книги. издательство "молодая гвардия", объединив три книги, выпустило "последний поклон" в двух томах в 1989 году. двухтомник с большой любовью прекрасно оформили художники- алла озеревская и анатолий яковлев.

Популярно: Литература