Ответы на вопрос:
сравним предисловие автора к роману и к журналу печорина. в этих предисловиях много загадок, отчасти они противостоят друг другу.в предисловии к роману герой характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». в предисловии к журналу печорина автор надеется, что читатели «найдут оправдания поступкам, в которых до сей поры, обвиняли человека».
в предисловии к роману автор говорит об иронии как о предпочтительной для себя позиции: «наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана. она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книги явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела оружия более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое, под одеждою лести, наносит неотразимый и верный удар». можно подумать, что иронией пронизано отношение автора к печорину. но о какой «одежде лести» по отношению к герою может идти речь, если ситуации романа обвиняют его а дневник полон саморазоблачений? да и предисловие к журналу печорина не позволяет считать иронию мерилом авторского отношения к герою.
разорванная композиция романа подчеркнуто, значима; смена рассказчиков не только постепенно открывает печорина читателю, но и все больше оправдывает героя. сталкивая своего героя с разными людьми, лермонтов все глубже показывает его неординарность, внутреннюю силу, масштабность личности. печорин неизменно оказывается сильнее и благороднее тех, с кем сталкивает его судьба. в «фаталисте» он сражается уже не с людьми, а с самой судьбой, бросая ей вызов. но все эти победы печорина не приносят ему ни чести, ни нравственного удовлетворения. ведь каждая часть «героя нашего времени» представляет собой попытку печорина приблизиться к людям, узнать их или найти некое гармоничное равновесие в отношениях с ними. и всякий раз конфликт оказывается непреодолимым, пропасть между ним и людьми – еще более глубокой. печорин не только сеет зло вокруг себя, но все явственнее обнаруживает зло в мире. это делает его родственным шекспировскому гамлету.
лермонтов, как и шекспир, пишет не прокурорский монолог, а трагедию, в которой судить героя никто из тех, кто с ним рядом, не вправе. печорин сам судит и казнит себя. и это его право подчеркнуто композицией, в которой последний рассказчик – печорин. за ним остается высокое право суда. от внешнего, непроницательного взгляда максима максимыча через более глубокий, внимательно-сочувственный взгляд «странствующего офицера» к трагической исповеди героя – такова последовательность авторской оценки в романе.
Популярно: Литература
-
TeamFortres206.02.2023 12:54
-
СТЕЛЛА111111111123.12.2020 10:04
-
NJR22833705.05.2023 16:15
-
Nadiya7519.10.2022 11:47
-
Ghhhhhiopb24.04.2023 08:46
-
ilyapolitykin22815.06.2020 12:33
-
PerfectM1nd05.01.2023 04:07
-
caramelka0510.06.2022 21:01
-
PollinaKipollina2403.02.2022 14:13
-
GravityFalls1216.09.2021 14:01