Есть ответ 👍

Сколько эпиграфов в романе-эпопее «Тихий Дон»

154
203
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

4EJLOBEK228
4,7(88 оценок)

Объяснение:

Шолохов первоначально назвал роман-эпопею «Донщина» , однако с расширением замысла изменил и название своей главной книги: « Тихий Дон» .

Так уж сложилось исторически, что казаки всегда были независимыми, свободолюбивыми воинами, которые селились по окраинам русских земель и, по сути, несли на Руси пограничную службу, а в свободное от военных действий время сеяли хлеб. И Донское казачество не было здесь исключением. Земля па Дону жирная, богатая. Да и нет в ней особого дефицита: бескрайни донские степи. «Степь-матушка, Дон-батюшка» — так называли их казаки, кормильцем величали тихий Дон. И впрямь: оплодотворят щедрые воды Дона степь, и родит она богатый урожай на радость казакам и в прибыток их хозяйствам. Потому и располагаются казачьи хутора по берегам могучей реки: тут тебе и столь необходимая всякому земледельцу вода, и рыба водится в изобилии, да и водный путь гладок да широк. Размеренная жизнь земледельца чем-то напоминает течение реки: течет вода — идет время, немудреные события казачьей жизни сменяют одно другое: пахота, сев, покос, жатва. Но как неизменны речные берега, так неизменна в основе своей и жизнь на лоне природы; за зимой приходит весна, за жатвой — пахота. Природное время циклично, течет по кругу. Однако где бы ни странствовал донской казак, по возвращении первым его встретит Дон-батюшка, по-прежнему полноводный и тихий. Впрочем, циклична и сама жизнь казака-землепашца, чего не скажешь, правда, про казака-воина. Историческое время вламывается в его хутор, срывает его с родныых мест и ведет на войну. Не отсидеться казаку на печи, потому что с малых лет приучен он к седлу и шашке. И вот уже мерится жизнь казака не сменой времен года; а учениями да походами, сражениями да подвигами: линейно историческое время, нет в нем повторений, не важно ему, зима ли, весна на дворе. Иным значением теперь наполняется заглавие романа: не река Дон, а земля Донщины, издавна заселенная казаками, имеется в виду, и от веку нет покоя этой земле. Выходит, что « Тихий Дон» — оксюморон? О том, кстати, и старинные казачьи песни сложены, песни, взятые Шолоховым эпиграфом к роману: «Не сохами-то славная землюшка наша распахана.. . Распахана наша землюшка лошадиными копытами... »

Не тихий Дон в романе Шолохова: идет братоубийственная война, льется кровь, один за другим гибнут казачьи роды. Как и в старинной песне, бьются казаки за родную землю, щедро поливают ее собственной и чужой кровью, да что на той крови вырастет? Не тем вспахивают казаки степь, не тем ее засевают; страшные урожаи соберут потом матери и вдовы. Не щадит свирепый XX пек донских земель: ворвался в каждую станицу, каждый курень, и вот уже, возвращаясь домой, не находят казаки свой дом прежним: семь человек родных недосчитался Григорий к моменту своего последнего возвращения в Татарский, навсегда пресекся род Листницких, дотла сожжены курени и «белого» Коршунова, и «красного» Кошевого. Лишь внешне спокоен « тихий » Дон, никогда не знавший истинного покоя, но в XX век, красный от пролитой крови, соленый от вдовьих и материнских слез, речь возговорит славный тихий Дон: «Уж как-то мне все мутну не быть, /Распустил я своих ясных соколов, Ясных соколов — донских казаков. /Размываются без них мои крутые бережки, /Высыпаются без них косы желтым песком» . Но как никогда не иссякнуть щедрому потоку" Дона, так не пресечься и донскому казачеству: многие сложили в бескрайних придонских степях головы, многие покалечены и телесно, и духовно войной, но не убита в казаках воля к жизни.


Цикл, но уже в прозе – «повести покойного ивана петровича белкина» (1830). это важное движение поэта-лирика и автора романа в стихах к драме и «смиренной прозе» , позволившим пушкину творить более свободно и объективно, расширить круг тем, углубить разработку характеров, дать место новым героям и самой реальной «прозе жизни» , увереннее использовать пародию и сатиру, обновить сам язык прозаического повествования и драмы. заодно поэт расставался с романтизмом, хотя многие его достижения ценил и сохранил навсегда.  автором повестей назван смиренный белкин, но написаны они великим писателем-мыслителем. прочитав их, толстой был восхищен: «у великих поэтов, у пушкина, эта гармоническая правильность распределения предметов доведена до совершенства» . сам же автор говорил: «точность и краткость – вот первые достоинства прозы. она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат» . работая над «повестями белкина» , пушкин так обозначил одну из своих главных : «языку нашему надобно воли дать более (разумеется, сообразно с духом его)» . и когда автора повестей спросили, кто же этот белкин, пушкин ответил: «кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно» .  как задумывались и писались «повести белкина» ? другу п. плетневу пушкин писал: «ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать… написал я прозою 5 повестей, от которых баратынский ржет и бьется» . что же это за весело написанные повести, заставившие хохотать замкнутого, всегда печального поэта баратынского? это «замечательные анекдоты» , занимательные , в них ощутимо веселое лукавство ума, юмор, добрая насмешливость, склонность к сатире и пародии. что вовсе не исключает присутствия мыслей, пушкинской глубины и серьезности в разработке тем и характеров.  но все дело в том, что пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передает его ивану петровичу белкину, человеку вымышленному, да еще и покойному. это был кроткий, честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший свое первоначальное образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью. эпиграф ко всем повестям из фонвизинского «недоросля» подчеркивает эту народность и простоту (если не сказать – простоватость) ивана петровича. он и собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков (они названы в предисловии) , обработав их по своему умению и усмотрению. таким образом пушкин как настоящий автор повестей скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, создает немалые возможности для комизма, сатиры и пародии и в то же время позволяет выразить свое отношение к этим .  то есть «повести белкина» рассказаны как простые занимательные об обычных людях простого звания («гробовщик» рассказан приказчиком б. в.) , а автор-собиратель их – маленький человек из этой же среды. за ними и через них видна низовая, простая, народная россия с ее реальными заботами, каждодневным бытием.

Популярно: Литература