Ответы на вопрос:
в пьесе «на дне» м. горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трёх правд, трёх представлений о жизни.
первая правда — правда бубнова, её можно назвать правдой факта. бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «все так: родятся, поживут, умирают. и я помру… и ты… чего жалеть… ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние» . как видим, бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.
вторая правда — правда луки, правда сострадания и веры в бога. приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. он чуток, добр к тем, кто нуждается в , он вселяет в каждого надежду: рассказывает актеру о лечебнице для алкоголиков, советует пеплу уйти в сибирь, анне говорит о счастье в загробном мире. то, что говорит лука, нельзя назвать просто ложью. скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. « все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, господи, терпенья! » — искренне говорит лука и добавляет: «кто ищет — найдет… только надо им… » лука несет людям спасительную веру. он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «лучше надо жить! надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать… »
третья правда — правда сатина. он верит в человека, как в бога. он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. он не видит смысла в жалости и состра-дании. «какая польза тебе, если я тебя ? » — спрашивает он клеща.. а затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! человек! это — великолепно! это звучит — гордо! » сатин говорит не просто о сильной личности. он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, — о человеко боге.
три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог сатина о гордом человеке. этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. и сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо» ? положительный ответ — сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек> ? значит, сатин, говорящий этот монолог, — не существует? получается, что для того чтобы воспринять правду слов сатина о гордом человеке, нужно не видеть сатина, облик которого — это ведь тоже правда.
страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. но главное в пьесе то, что м. горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.
Популярно: Литература
-
sasa2659724.12.2022 18:25
-
dolgikof15.02.2021 08:53
-
lamptambler01.04.2021 04:11
-
MSDOS1620.07.2020 08:47
-
trahtrah122.05.2022 05:31
-
Trdfgg30.11.2022 14:18
-
2006Liora13.03.2023 04:54
-
иришка27616.09.2021 14:28
-
Mrztr08.08.2021 05:22
-
dimapivovarov30.07.2021 04:46