Какие драматургические приёмы использует композитор в увертюре?(ЭГМОНТ)
- Вспомните биографию Л. Бетховена. Что общего вы можете выделить в характерах героя увертюры Эгмонта и самого композитора?
Ответы на вопрос:
Увертюра «Эгмонт»
Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. Увертюра — первый из девяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей — испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой в 1576 году. А в 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость части Нидерландов.
Увертюра «Эгмонт» — произведение одночастное. Если в пятой симфонии «события» развертывались на протяжении четырех частей, то в увертюре Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме. О программном замысле симфонии мы могли лишь догадываться — в «Эгмонте» оно определено содержанием произведения Гёте.
Увертюра начинается медленным вступлением . Как и в «Патетической сонате» , здесь даны две резко контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды.
Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер. Тема воспринимается как жалоба.
Зная содержание трагедии Гёте, можно с определенностью говорить о воплощении здесь образов двух враждебных сил: угнетателей-испанцев и страдающего под их властью нидерландского народа. Борьба этих сил составляет основу трагедии Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры.
Как обычно, увертюра написана в форме сонатного аллегро. Главная партия имеет волевой, героический характер. Она изложена в фа миноре. Сила и энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo.
Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления — темой «страданий» народа. Ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.
Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем. В первой фразе — аккордовой, тяжеловесной — без труда можно узнать тему «поработителей» . Изложенная в мажоре, она звучит теперь не только торжественно, но и победно. И здесь эта тема поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления. Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.
Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ» . Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами.
Но «борьба» на этом не заканчивается. В конце репризы она разгорается с еще большей силой. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще — тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.
Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы. Ее торжественный и ликующий характер говорит о победе народа.
Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия.
Все построения во вложении.
Коротко о строении аккорда.
Уменьшённый вводный септаккорд строится на VII ступени гармонического мажора (VI♭) и гармонического минора (VII♯) и включает в себя все неустойчивые ступени лада: VII-II-IV-VI. Аккорд состоит из трёх малых терций (м.3+м.3+м.3) и может разрешаться несколькими Прямое разрешение - разрешение непосредственно в тонику. В таком случае аккорд разрешится в тоническое трезвучие с удвоенной терцией. Почему удваивается терция, а не прима? Аккорд умVII7 состоит из двух тритонов, которые необходимо правильно разрешить.
Пример на исходном аккорде:
умVII7 в H-dur: ля♯-до♯-ми-соль♮ состоит из:
-ум.5: ля♯-ми, которая разрешается в си-ре♯
-ум.5: до♯-соль♮, которая разрешается в ре♯-фа♯
В итоге получаем искомое разрешение: си-ре♯-ре♯-фа♯
2) Внутрифункциональное разрешение, то есть разрешение через другой неустойчивый аккорд, усиляющий тяготение к тонике. Для разрешения умVII7 используется первое обращение D7 - D65.
Популярно: Музыка
-
1крутой1дядя110.01.2022 07:24
-
Игорь1246304.07.2022 23:57
-
staisywell113.11.2021 12:47
-
Maxi200715.02.2022 06:08
-
sanya334415.09.2020 04:17
-
Даша2543129.12.2020 02:09
-
Neralyda08.05.2023 07:11
-
8924391956710.11.2021 19:54
-
ark2006panozs0he09.06.2021 18:07
-
минимаус917.04.2022 09:51