Ответы на вопрос:
помещики. общепринятое представление о композиции i тома заключено в следующем: визиты чичикова к помещикам описываются по строго определенному плану. помещики (начиная от манилова и кончая плюшкиным) расположены по степени усиления черт духовного оскудения в каждом последующем персонаже. однако, по мнению ю. в. манна, нельзя сводить к «единому привципу» композицию i тома. действительно, трудно доказать, что ноздрев, например, «хуже» манилова или собакевич «вреднее» коробочки. возможно, гоголь расположил помещиков по контрасту: на фоне мечтательности и, так сказать, «идеальности» манилова ярче выступает хлопотливая коробочка: один возносится в мир совершенно бессмысленных мечтаний, другая настолько погрязла в мелочном хозяйствовании, что даже чичиков, не выдержав, называет ее «дубиноголовой». таким же образом противопоставлены далее безудержный враль ноздрев, вечно в какую-нибудь , почему он и назван гоголем « человеком», и собакевич, расчетливый хозяин, прижимистый кулак.
что же касается плюшкина, то он помещен в конце помещичьей галереи не потому, что оказался всех хуже («прореха на человечестве» ). не случайно гоголь наделяет плюшкина биографией (кроме него наделен биографией еще только чичиков). когда-то плюшкин был другим, были в нем какие-то душевные движения (у других помещиков ничего подобного нет). даже и сейчас, при упоминании старого школьного товарища на лице плюшкина «вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». и, может быть, поэтому по замыслу гоголя из всех героев i тома «мертвых душ» должны были прийти к возрождению именно плюшкин и чичиков (о котором речь впереди).
в общей сложности, помещичья галерея, нарисованная в «мертвых душах», представляет собой обобщение громадной художественной силы. неподвижность жизни помещиков, их социальный паразитизм объединяют их как представителей собственнического общества с его эгоизмом, стяжательством, бездуховностью. в этом же плане изображен в поэме и губернский город.
чиновники. в сохранившихся заметках гоголя к i тому поэмы есть такая запись: «идея города. возникшая до высшей степени пустота… мертвая бесчувственность жизни».
замысел этот нашел полное воплощение в «мертвых душах». внутренняя мертвенность помещиков, проявившаяся в первых главах произведения, соотносится с «мертвой бесчувственностью жизни» в губернском городе. конечно, здесь больше внешнего движения, суеты, визитов, сплетен. но по существу все это лишь призрачное существование. гоголевская идея пустоты находит выражение уже в описании города: пустынные неосвещенные, бесконечно широкие улицы, бесцветные однообразные дома, заборы, чахлый сад с тощими деревьями…
гоголь создает коллективный образ чиновников. отдельные фигуры (губернатор, полицмейстер, прокурор и др.) даны как иллюстрации массового явления: они лишь на короткое время выдвигаются на первый план, а затем исчезают в толпе им подобных. предметом сатиры гоголя были не личности (хотя бы и столь колоритные, как — просто приятная и приятная во всех отношениях), а социальные пороки, точнее говоря, социальная среда, которая становится главным объектом его сатиры. та бездуховность, которая отмечалась, когда речь шла о помещиках, оказывается присущей и миру губернских чиновников. особенно рельефно это проявляется в рассказе и внезапной смерти прокурора: «…тогда только с соболезнованием узнали, что у покойного была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал». строки эти важны для правильного понимания смысла названия поэмы. действие «ревизора» происходит в далеком уездном городе. в «мертвых душах» речь идет о городе губернском. отсюда не так уж далеко до столицы.
Популярно: Литература
-
andrey45501.02.2021 01:01
-
moon8919.10.2020 07:42
-
crossstitchworozbh9318.05.2021 08:03
-
Анастасияпрофи108.02.2020 20:38
-
katizh14.06.2023 03:51
-
Лиза50509010.12.2022 01:20
-
mariauizly8819.05.2023 07:20
-
direcrtbyrage31.01.2020 13:37
-
736Nikolay1111111121.09.2021 13:35
-
diana619200503.05.2022 08:26