Ответы на вопрос:
М.ю. лермонтов писал роман «герой нашего времени» с 1837-го по 1840 год. это было «смутное время» для общества. совсем недавно утихли взрывные страсти декабрьского восстания 1825 года, произошла смена власти, в стране началась «николаевская эпоха» духовного застоя. россия жила по инерции. в ней царила атмосфера надзора и страха. конечно, речь идет не обо всех людях, а о единицах, сумевших сохранить, отстоять право мыслить, чувствовать и страдать, право сказать свое слово. жизнь этих людей в подобных социально- условиях, когда произошла подмена ценностей и на первый план вышло обывательское спокойствие, главенствовал мещанский интерес, а дух заменила плоть, была трагична. и как ни парадоксально, в этой среде должен был появиться «герой» своего времени. но изначально его «геройство» было обречено. герой а.и. герцен писал: «разбуженные днем 14-го декабря, мы увидели лишь казни и изгнания. вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли! это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, — то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости». таково было состояние мыслящего человека «николаевской эпохи»: сомнение, отрицание и ярость, основание которых — отсутствие праведной веры. григорий александрович печорин, его образ, как принято считать, — портрет героя эпохи. в предисловии к роману лермонтов говорил о типичности своего героя (здесь это слово приобретает двойной смысл — герой произведения и «герой времени»): «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». в предисловии же к «журналу печорина» автор надеется, что читатели «найдут оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека». подобные замечания, как мне кажется, говорят об авторской иронии, право на которую надо заслужить, а дает это право страдание. ведь «пороки всего нашего поколения» — это нравственные и моральные ценности прошлого, которые в «наше время» считаются преступлением (можно проследить игру автора с понятием «наше время»), в котором «до сей поры обвиняли человека». в чем трагедия печорина и почему он «герой времени»? в первой повести — «бэла» перед нами возникает странный, загадочный характер человека, видимо, необыкновенного и эгоистичного. максим максимыч не понимает печорина, ждет от него человеческих отношений и расстраивается, когда ничего не находит в печорине. максим максимыч не в силах прочувствовать его трагедию. печорин считает себя причиной несчастий других (события этой повести происходят после событий, описанных в повестях «тамань», «княжна мери»), ему надоели удовольствия высшего света, надоели общество, науки; любовь светских красавиц раздражала воображение и самолюбие, а сердце оставалось пустым. в исповеди мери печорин обвиняет общество в том, что он сделался «нравственным калекой». он неоднократно говорит о своей двойственности, о противоречии между своей сущностью и существованием мира. доктору вернеру он признается: «во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». главное для «первого человека» печорина — «быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов». это говорит о благом деле,- в каком-то смысле печорин берет на себя обязанности освободителя, спасителя мира. но существует второй человек печорин, который ставит под сомнение благость этого дела, и, может быть, в этом смысле он оказывается героем.
Популярно: Литература
-
Tima6666666622.04.2021 16:38
-
gulnar196402.10.2022 06:38
-
KatyaSy29.05.2021 14:06
-
frankinshtein22816.04.2023 08:10
-
cabans35414.05.2020 07:16
-
ДарьяРэя24.11.2022 17:41
-
Tapoocek23.10.2020 02:27
-
SonyaCarrol11.03.2023 10:01
-
luiza15166122.06.2023 01:43
-
Тунгышбаева8227.03.2020 08:25