Работа с текстом. Текст. В четвертом часу пополудни войска Мюрата вступали в Москву... Хотя и оборванные, голодные, измученные, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенно�, но еще боевое и грозное войско. Но, это было войско только до той минуты, пока солдаты не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско, и образовались не жители и не солдаты, а что-то среднее, называемое мародерами. Когда через пять недель те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собою кучу вещей, которые ему казались ценны или нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награблен¬ное было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой-нибудь квартал Москвы не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь, прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали и отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными рукавами пекли, месили и варили. И этих людей везде: и по лавкам, и по домам — было много; но войска уже не было... Жителей в Москве не было, и солдаты, как вода в песок, всачивались в нее и неудержимой звездой расплывались во все стороны от Кремля, в который они вошли прежде всего... И Москва все дальше и дальше всасывала их в себя. Точно, как вследствие того, что нальется вода на сухую землю, исчезает вода и сухая земля; точно так же вследствие того, что голодное войско вошло в обильный пустой город, уничтожилось войско, и уничтожился обильный город; и сделалась грязь, сделались пожары и мародерство. (Л. Толстой) Задания 1. Докажите, что предложенный отрывок является текстом. С каких лексических средств осуществляется связь между предложениями? 2. Определите, в каком предложении (1—6) употреблены контекстуальные синонимы. 3. Найдите в тексте сравнительную степень наречия. 4. Выделите морфемы в слове раскладывали, постройте его словообразова¬тельную цепочку, определите образования этого слова. 5. Какой частью речи является слово по полудни в первом предложении текста? 6. Выпишите из 8-го предложения деепричастие совершенного вида. 7. Выпишите из 3-го предложения все словосочетания, определите типы связи слов в них. 8. Какова роль слова казалось в 6-м предложении? 9. Найдите односоставные предложения в тексте и определите их вид. 10. Объясните постановку знаков препинания в 11-м предложении. 11. Найдите и напишите номера предложений с однородными членами и обоб-щающим словом.
Ответы на вопрос:
Ст-я Ф. Тютчева «Осенний вечер» и А. Фета «Осень» – это два разных видения, понимания осени.
Ф.Тютчев словно оживляет осень, наделяет её присущими человеку чертами .
Он заостряет внимание на красоте осеннего вечера. Именно вечером осень воспринимается им как божественное, трогательное, бездонное творение:"На всём,
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
Авторское «я» присутствует в переживаниях лирического героя.
Он не хочет расставаться даже с мельчайшей, но милой для него деталью: «умильная, таинственная прелесть» осенних вечеров, «грустно-сиротеющая» земля, «туманная и тихая лазурь» – всё дорого, всё необыкновенно, всё таинственно!.. По принципу мозаики, одно дополняет другое. Лишившись хоть одной частички, картина тютчевской осени не смотрится, теряет былую привлекательность.
В осени Фета мы слышим отголоски человеческой души.
Стихотворение состоит из трёх частей – это три ступени, три этапа, три возраста.
Осень, как и человек жить («...в крови золотолиственных уборов»), любить («Горящих осень ищет взоров / И знойных прихотей любви»), стареть и умирать
(«И, замирающей так пышно, /Ей ничего уже не жаль»)
Лейтмотив стихотворения .А. Фета – одухотворённость природы, переплетающейся, связанной с человеком сложностью и неповторимостью жизненных ощущений.
В первом четверостишии стихотворения с необыкновенно точно подобранных эпитетов и метафор («сумрачные дни... беззвучной осени и хладной», «истомой безотрадной») автор создаёт впечатление одиночества, полной тишины, интимности.
Во второй части (втором четверостишии) осень оживляется, расцветает, наполняется светом и теплом. Для усиления смысловой и поэтической значимости этой части А.Фет использует приём градации («...золотолиственных уборов... горящих взоров... и знойных прихотей любви...»). Эти метафоры являются в стихотворении контекстуальными синонимами, а сочинительный союз и здесь обозначает завершение эмоциональ
ного поиска автора. В словах «знойных прихотей любви» скрыта вся насыщенность цветовой и смысловой гаммы осени, её завораживающего очарования.
В третьей части (третьем четверостишии) эмоции стихают и приобретают умеренный, степенный ритм. Нет больше ярких красок, движения, есть только «стыдливая печаль» пышно замирающей осени.
В стихотворении «Осенний вечер» Ф.И. Тютчева трудно выделить части. Да и нужно ли это? Для Тютчева весь фетовский колорит слился в одну фразу, в одно предложение – и это только один вечер, один вздох, одно воспоминание... Нет «беззвучной» и «хладной», горящей и знойной, стыдливой и пышно замирающей осени – есть только один осенний вечер, «таинственный» и «божественный».
Тютчевское представление осени основано на приёме синтаксического сгущения.
В тексте сливаются воедино различные средства художественной выразительности: эпитеты – синтетические («зловещий блеск и пестрота дерев»), сложные («грустно-сиротеющей землёю»), цветовые («багряных листьев»); метафоры («божественной стыдливостью страданья»); олицетворения («томный» шелест листьев); градация («ущерб, изнеможенье»). Особенно сильно отражает состояние природы и лирического героя, сопереживающего ей, используемый Ф.И. Тютчевым приём аллитерации.
Мы слышим песню падающих листьев,пронизывающее дыхание ветра,и – самое
главное – тишину:"Багряных листьев томный, лёгкий шелест, –
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою..."
Оба произведения написаны ямбом (у Фета – четырёхстопным, у Тютчева – пятистопным), но насколько разные настроения они передают! Рифма «Осеннего
вечера» – перекрёстная (в стихотворении действительно происходит постоянная борьба, скрещение неба и земли, тьмы и света, бури и тишины), закрытая (создаётся впечатление завершённости мысли, успокоения, конца какого-то долгого и утомительного пути). У Фета же рифма кольцевая, , открытая (она соответствует вечному, нескончаемому природному циклу:рождение – жизнь – смерть)
Подробнее - на -
Объяснение:
Популярно: Русский язык
-
pashasergo11.10.2022 16:16
-
sofya0skoblova10.05.2023 01:25
-
567899876508.05.2023 21:55
-
vvvvsidorina08.11.2022 04:18
-
4444asas08.11.2022 14:56
-
boosoosv23.04.2020 15:09
-
393737282911.10.2021 11:32
-
annadarbinyan101.12.2020 03:41
-
elina16200622.03.2020 04:14
-
divinadd1108.12.2022 03:23