ВО ПО ЛИТЕРАТУРЕ КРАТКО И ПОНЯТНО:Истрия создания рассказа "Золотой Петух
284
487
Ответы на вопрос:
В описании петушиного пения проявляется концепция природы Куприна, которая затрагивалась им ранее во многих других его произведениях. Столкновение со всем живым становится для героя, и самого автора, попыткой приблизиться к таинству мира, хотя бы ненадолго отвлечься от дел и бытовых забот и ощутить совершенно иное чувство времени пение петухов, казалось бы, совершенно заурядный звук, который у обывателя не вызвал бы никаких эмоций, воспринимается героем как волшебная музыка.
А сами петухи представляются ему особыми царственными существами, несущими на Землю свет и поклоняющимися своему золотому богу.
Каждая деталь, каждый момент жизни природы, по Куприну, – это великое таинство. Все художественные средства и приемы, использованные в рассказе, призваны подчеркнуть эту мысль композиция, практически лишенная любых сюжетных поворотов, показывает, что важными в данном случае являются только те чувства и ощущения, которые рождаются в душе героя.
А сами петухи представляются ему особыми царственными существами, несущими на Землю свет и поклоняющимися своему золотому богу.
Каждая деталь, каждый момент жизни природы, по Куприну, – это великое таинство. Все художественные средства и приемы, использованные в рассказе, призваны подчеркнуть эту мысль композиция, практически лишенная любых сюжетных поворотов, показывает, что важными в данном случае являются только те чувства и ощущения, которые рождаются в душе героя.
Общеизвестен особый характер таланта м. е. салтыкова-щедрина: все произведения писателя — сатира, доведенная до сарказма. но зачем же смеяться над тем, над чем плакать хочется? издревле повелось, что смех — сильнейшее оружие разрушения гнилого, обнаружения подлого и бессмысленного. осмеять что-либо означает уже подняться над этим. в своих сказках салтыков-щедрин не отступает от природы своего дарования: сказки писателя — далеко не тот радостный, уютный мир, где добро всегда побеждает зло, — мир, привычный нам с детства, — нет, и в сказках мы слышим гневный, обличительный смех автора “ одного города”. на что же направлены сатирические стрелы в сказках салтыкова-щедрина? вот сказка “премудрый пескарь”, повествующая о пескаре, который всю жизнь прожил в страхе, который ни о ком не думал, кроме себя. перед смертью ему дается запоздалое прозрение: он понимает, как недостойно и мелко прожил свою жизнь (“какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? и на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто”.) разумеется, дело тут не в пугливой маленькой рыбке, осторожность которой выработана тысячелетиями борьбы за выживание. у салтыкова-щедрина пескарь — символ обывателя, мещанина (в духовном смысле), человека, способного жить только заботой о себе. почувствовать сатирическую направленность своей сказки писатель разными приемами. так, он осторожно колеблет грань между миром животных и людей: с одной стороны, пескарь живет в реке, под камнем, а с другой — он мечтает “что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл”. для сбережения своей жизни пескарь “в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется”. так и видишь при этих словах какого-нибудь “маленького человека”, акакия акакиевича, который не мог позволить себе этих маленьких радостей. но ведь и гоголь не мог позволить себе сатирического отношения в своему образом, сказка “премудрый пескарь” клеймит людей, “маленькую” жизнь которых можно исчерпать формулой: “ — дрожал, умирал — дрожал”. другой пример щедринской сатиры — сказка “дикий помещик”, в которой высмеивается брезгливо-высокомерное отношение помещиков к крестьянам. помещик, скорбевший, что “ уж много развелось в нашем царстве мужика”, после исчезновения крестьян все больше и больше опускается и, наконец, превращается в животное. здесь мы встречаемся с другим сатирическим приемом салтыкова-щедрина — гротеском: чтобы сильнее показать паразитирующий характер дворянского сословия, писатель доводит до фантастического преувеличения неспособность помещика самостоятельно заботиться о себе. с исчезновением крестьян помещик дичает. одна из наиболее известных сказок салтыкова-щедрина — “как один мужик двух генералов прокормил”. здесь высмеиваются два генерала, оказавшиеся на необитаемом острове и обнаружившие там свою почти детскую в быту и недетскую пронырливость в деле закрепощения мужика. на благословенном острове полно еды: на деревьях растут фрукты, в лесу полно дичи. но генералы уже органически неспособны трудиться, да и к тому же в их представлении труд — некая унизительная для “их превосходительств” подробность жизни, для которой надо поскорее сыскать “мужика”. однако объектом сатиры в этой сказке оказываются не только тунеядцы-генералы, но и сам мужик, принимающий как должное свою рабскую зависимость от ничтожных генералов. “довольны ли вы, господа генералы? ” — этот вопрос являет собой главную заботу мужика, убежденного, что важнейшая цель его жизни — всячески угождать своим . символическая деталь — веревочка, которую мужик сам свил и сам себя привязал по приказанию генералов, чтобы убежать невозможно было. сатире салтыкова-щедрина часто приписывают социальную направленность: обличение помещиков, чиновников, мещан, лишенных гражданской позиции. однако за сто с лишним лет сказки писателя, к сожалению, не потеряли своей злободневности. видимо, за утраченными ныне социальными характеристиками у писателя оказываются вещи более глубокие: духовное рабство, желание жить за чужой счет, эгоцентризм, презрение к личности.
Популярно: Литература
-
танзила01618.03.2020 01:53
-
amina34718.09.2022 13:33
-
2o2o25.02.2021 20:18
-
marina070802.03.2021 09:52
-
я00106.01.2020 19:08
-
gendzhimir18.04.2021 21:15
-
BELENKAYAEN05.05.2020 13:01
-
Незнаюзачемтутник02.06.2021 20:37
-
nilovaekaterin02.11.2022 10:13
-
Killkor300029.01.2022 04:27