Ответы на вопрос:
ответ:
богдан-зиновий михайлович хмельницкий (1595 - 1657) - гетман, государственный деятель, полководец.
богдан хмельницкий родился 25 декабря 1595 года в селе суботов (одна из версий) в семье сотника чигиринского полка михаила хмельницкого. выдвигают разные версии о месте рождения богдана хмельницкого.род хмельницких - древний молдавский род люблинского воеводства.
обучение богдана хмельницкого началось в киевской братской школе, по окончании которой он поступает в иезуитский коллегиум в ярославле. и в дальнейшем продолжает обучение во львове. характерно, что овладев искусством риторики и сочинения, а также в совершенстве польским языком и латынью, хмельницкий не перешёл в католичество, но остался верен отцовской вере (то есть православию). позже он напишет, что иезуиты не смогли добраться до самых недр его души.
в 1620-1621 годах богдан хмельницкий участвует в польско-турецкой войне, во время которой гибнет его отец, а он сам попадает в плен. после двух лет плена хмельницкому удается сбежать (по другим данным, был выкуплен родственниками). после возвращения в суботов он записывается в реестровое казачество.
затем в биографии хмельницкого начинается череда походов с запорожцами на турецкие города. во время восстания казаков 1630-1638 годов имя хмельницкого упоминается только один раз при подписании договора о капитуляции, который был написан рукой хмельницкого (он был генеральным писарем у восставших казаков) и подписан им и казацким старшиной.
История[править | править вики-текст]
Наиболее известным предшественником закона «Светлого пути» являлась «Великая Яса» Чингисхана (монг. Их Засаг; каз. Ұлы Жасақ).
Ханы Казахского ханства не только руководствовались обычным правом, но и стремились систематизировать и кодифицировать их в виде отдельного свода законов и иных документов, ставших памятниками права.
После того, как в 1511 году Касым-султан стал ханом, он замечал, что в последнее время участились межродовые распри. Некоторые соседние государства[Комм. 2] перестали считаться с другими на том основание, что их правители[Комм. 3] более знатные и родовитые. Мелкие трения зачастую перерастали в большие скандалы. Было заметно, что раздувают междоусобицы султаны и бии[4] Касым беспокоился, что казахи могут раздробить своё государство, как это уже сделали их соседи. Чтобы не допустить этого он обнародовал закон, вводивший определенный порядок и требовавший от людей соблюдения исполнительной дисциплины.
Если будет так продолжаться, то казахов постигнет участь моголов и шайбанидов, которые разделились, рассыпались по крупицам[5].
Усиление Казахского ханства в период правления хана Касыма упорядочению правовых норм в жизни государства[6].
Содержание[править | править вики-текст]
В основу закона легли традиционные казахские обычаи и обычное казахское право. «Светлый путь» содержал в себе 5 положений[7]:
Имущественный закон (каз. Мүлік заңы). Положения о решении споров о земле, скоте и имуществе.Уголовный закон (каз. Қылмыс заңы). Положения о наказании за различные виды уголовных преступлений.Военный закон (каз. Әскери заңы). Положения о повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская обязанность, формирование подразделений, распределение военной добычи.Посольский обычай (каз. Елшілік жорасы). Положения о во международного права, посольского этикета.Общественный закон (каз. Жұртшылық заңы). Положения о обязательствах общинной и межобщинной взаимо а также правилам устройства мероприятий и дворцовому этикету.Другие своды законов[править | править вики-текст]Есим-хан[править | править вики-текст]Основная статья: Древний путь Есим-хана
Дальнейшее развитие казахского государства потребовало новых правовых реформ, которые в начале XVII века провёл Есим-хан. Новый свод законов сохранился в памяти народа как «Древний путь Есим-хана» (каз. Есім ханның ескі жолы). Также упоминается как старый[8] и исконный[9].
Формально это было дополнением к старым законам[10]. В правовом акте определялись полномочия хана, султанов, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права[11]. Новые законы предусматривали разбор уголовных дел, материальные иски и положение женщин в обществе. «Древний путь» получил широкое признание в обществе, где нормы адата и шариата были оптимально сближены и обеспечивали надлежащее урегулирование общественных отношений кочевников-скотоводов. Юридическое закрепление в научной литературе именуется как «бийская революция», согласно которой хан, ограничив права аристократии, опирался на биев.[12].
Высшей представительно-законодательной властью продолжал оставаться Маслихат (каз. Маслихат), в состав которого входили все представители, предводители казахских общин и влиятельные султаны. На каждое заседание Маслихата собиралось огромное количество народа. Собрание проводилось раз в год. Полномочия хана в результате реформ начала XVII века были существенно ограничены[12].
Тауке-хан[править | править вики-текст]Основная статья: Семь положений
В конце XVII века в Казахском ханстве при хане Тауке снова были проведены реформы. Новый свод законов сохранился в памяти народа как «Семь положений» (каз. Жеті жарғы). Также упоминается как «Семь установлений»[13]. Законы ханов Касыма и Есима были дополнены двумя главами. Хан разработал этот свод вместе с биями Толе, Казыбеком, Айтеке, Едыге, Тайгельтыром, Байдалы, Кокымом и Сасыком[14].
Судебная власть была в руках биев. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел они получали вознаграждение, а также различные подарки.
Новый свод законов значительно ослабил распри между родами, усилил ханскую власть. Согласно нормам «Семи положений», хан признан единственным верховным властителем всех родов, всех земель Казахского ханства; его решения являлись окончательными. Во внешнеполитической сфере он был вправе объявлять войну и заключать мир, он являлся верховным главнокомандующим войсками; он имел право на ведение переговоров с другими государствами. В юридической сфере монарх имел право выносить смертные приговоры, исполнять функции верховного судьи, утверждать законы и выносить обязательные для всех приказания и распоряжения. Всем главам родов и племен вменялось в обязанность ежегодно являться на Курылтай. Явившиеся без оружия на собрание к участию в его работе не допускались, только вооруженные мужчины могли быть допущены на собрание: пришедшие безоружными лишались права голоса. Эти нормы государственного права были закреплены в «Семи Положениях»
Популярно: История
-
vabimGogolev16.04.2021 14:25
-
elvinsasylbaeva23.12.2021 16:49
-
poliaaaaaa27.10.2021 09:49
-
maremboga806.04.2020 19:17
-
MintMartini13.09.2020 02:12
-
romab0702.04.2023 15:21
-
alina17anilaalina21.09.2021 19:52
-
Alexexey13202.09.2020 22:45
-
dashakostyk18.04.2022 15:55
-
NShott1724.01.2022 10:17