Какое содержание вкладывается в категории причины и следствия, явления и сущности? примеры
философия
категории диалектики
Ответы на вопрос:
причина и следствие – философские категории, выражающие одну из форм всеобщей связи явлений. причина (лат. causa) обычно мыслится как явление, действие которого производит, определяет или вызывает другое явление; последнее называют следствием. аристотель развил учение о четырех причинах как четырех основных способах объяснения сущности, которые при этом выступают и как основные принципы существования. формулировка этих принципов подразумевает ответы на следующие вопросы о сущности: «что есть это? » (формальная причина); «из чего состоит? » (материальная причина); «как это произведено? » (действующая причина) и «для чего это? » (целевая причина). причинность, по аристотелю, немыслима без целесообразности. всякая сущность является таковой в полной мере, когда представляет собой энтелехию, т.е. содержит в себе цель своего бытия и выступает как осмысленная завершенность. рассмотрение действующей причины без учета целевой абсурдно, т.к. всякое действие производится не само по себе, а ради определенного результата. действие подчинено цели и производно от нее. объяснение сущности есть поэтому раскрытие целевой причины.
сущность и явление - философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. в мышлении категории с. и я. выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. постижение сущности предмета составляет науки.
в античной философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление — как видимый, иллюзорный образ вещей или как то, что существует лишь «по мнению». согласно демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. по платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувственному бытию, то есть совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувственный, нематериальный характер, вечна, бесконечна. у аристотеля, в отличие от платона, сущность («скорма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по аристотелю, не выводится из той «материи», из которой строится вещь. в средневековой философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное. в философии нового времени противопоставление с. и я. приобретает гносеологический характер и находит своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств.
Объяснение:
Небесной сферой называют вс сферу, построенную произвольным радиусом, на которую спроектированы светила.
Популярно: Другие предметы
-
Любознайка0901.06.2020 05:46
-
ноб129.05.2022 14:42
-
ilyaronaldo15.11.2021 05:58
-
elenakrivohiza355530.03.2021 01:43
-
петро2626.10.2021 21:27
-
lerosabi15.02.2023 09:48
-
Ivanova56702.07.2021 16:52
-
Гаргульчик30.08.2022 15:28
-
taisechka16.06.2023 23:42
-
ПолЕчка1111711.10.2022 22:50