Ответы на вопрос:
нужно сказать, что в ранней церкви не существовало проблемы канонизации - любой человек, не отлученный от церкви и не впавший в ересь, после смерти вносился в диптихи и поминался всей христианской общиной. первые христиане считали святыми людей по факту принадлежности к церкви. однако довольно скоро возникли проблемы, которые заставили церковь выработать более четкую процедуру причисления того или иного праведника или мученика к лику святых. это было связано с тем, что число христиан увеличилось, и община постепенно превращалась из семьи, в которой все друг друга знали, в приход, где могли находиться и незнакомые друг другу люди, а также с появлением еретиков, попавших под осуждение вселенских соборов. в этих условиях необходимо было, прежде всего, засвидетельствовать, что усопший христианин не был еретиком или раскольником и сохранил верность православной церкви. для этого нужно было собрать устные или письменные свидетельства о праведнике, которые могли бы лечь в основу его жития. источниками этих сведений могли быть даже свидетельства врагов церкви - протоколы допросов мучеников римскими судьями или следственные дела нквд в отношении тех, кого потом церковь прославила в лике новомучеников и исповедников российских. глава комиссии по канонизации святых митрополит крутицкий и коломенский ювеналий рассказывал, что во время работы его сотрудникам приходилось отказывать в прославлении тех праведников, которые доносили на других людей, и это отражалось в протоколах допроса. столь тщательное исследование источников необходимо для того, чтобы избежать соблазна среди верующих и исключить случаи деканонизации.
вторым критерием, необходимым для причисления праведника к лику святых, является его народное почитание, которое приводит сперва к местному прославлению, а затем и к общецерковному. нужно сказать, что в новейшей мы имеем как минимум два случая, когда массовое народное почитание к прославлению святых, чья роль или чье представление о боге может вызывать вопросы. речь идет о царской семье, прославленной в чине страстотерпцев, и блаженной матроне московской, чье первое житие было крайне неудачным с православной точки зрения и чье имя окружено множеством сомнительных апокрифов. однако, это совершенно не означает, что церковь совершила ошибку, канонизировав этих людей. в первом случае комиссия по канонизации четко объяснила, что семья романовых причислена к лику святых за длительное перенесение страданий (с февраля 1917 по июль 1918 года) и праведную кончину, и что прославление николая ii и александры феодоровны совсем не означает, что их правление было идеальным, а их тексты - святоотеческими писаниями. так что канонизирована была не форма правления и не политическая деятельность, а лишь добровольные страдания и смерть этих людей.
Популярно: Математика
-
ZEVS33333305.03.2020 12:49
-
andreykakachnov20.02.2022 01:56
-
erkenova090916.01.2022 07:41
-
Groverr03.08.2021 15:58
-
ykub32119.04.2022 21:52
-
nfskarbon220.11.2021 15:20
-
alikjd809.08.2021 20:27
-
Angelinamskul24.04.2020 18:14
-
islamovkasymzh128.06.2021 11:51
-
di61101.12.2021 00:58