Есть ответ 👍

Що важливіше для гете як автора вільшаний король: дитячі страхи і забобони фольклору чи доросле раціональне сприйняття світу сучасним автором-просвітителем? на які обмеження раціоналізму вказує сюжет ?

248
292
Посмотреть ответы 1

Ответы на вопрос:


Вромане «герой нашего времени» лермонтов поставил своей всесторонне и многогранно раскрыть личность современника, показать портрет «героя времени», «составленный из всего нашего поколения, в полном их развитии, как сказал автор в предисловии к роману. все сюжетные линии сведены к центральному образу: печорин и грушницкий, печорин и вернер, печорин и вулич, печорин и максим максимыч, печорин и горцы, печорин и контрабандисты, печорин и «водяное общество». при этом особую линию представляют любовные сюжеты, присутствующие почти в каждой из частей романа. ведь одна из главных особенностей современника, по мнению лермонтова, это «преждевременная старость души», при которой «…царствует в душе какой-то холод тайный, / когда огонь кипит в крови». таков и печорин: он не способен любить беззаветно и преданно, эгоизм губит самые лучшие и добрые его чувства. именно это проявляется в его взаимоотношениях со всеми героинями романа – бэлой, верой и, конечно же, княжной мери. о том, как печорин добивается расположения и любви этой девушки, составляет сюжетную основу части «княжна мери». именно здесь с глубоким психологизмом лермонтов показывает тайные мотивы поступков печорина, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свободу. людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. а в результате – разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. он и правда подобен «палачу в пятом акте трагедии». именно такова его роль в судьбе мери. девушка, принадлежащая, как и печорин, высшему свету, княжна мери впитала в себя с детства многое из морали и нравов ее окружения. она красива, горда, неприступна, но в то же время любит поклонение и внимание к себе. порой, она кажется и капризной, а потому разработанный печорин план ее «соблазнения» поначалу не вызывает у читателя сильного осуждения. но мы замечаем и другие качества мери, прячущиеся за внешностью светской красавицы. она внимательна к грушницкому, которого считает бедным, молодым человеком. она не выносит показного бахвальства и пошлости офицеров, составляющих «водяное общество». княжна мери проявляет сильный характер, когда печорин начинает осуществлять свой «план» завоевания ее сердца. но вот беда – печорин признается, что не любит «женщин с характером». он делает все, чтобы сломать их, покорить себе. и, к сожалению, мери пала его жертвой, как и другие. виновна ли она в этом? для того чтобы понять это, надо посмотреть, на чем «играет» печорин, завоевывая ее расположение. ключевая сцена – это беседа печорина с мери на прогулке у провала. «приняв глубоко тронутый вид», герой «исповедуется» перед неопытной девушкой. он рассказывает ей о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нравственным калекой». конечно, частица правды есть в этих словах. но главная печорина – вызвать сочувствие девушки. и действительно, ее добрая душа тронута этим рассказам, а в результате – она полюбила печорина за его «страдания». и чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. а печорин – он достиг своей цели: «…ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! » - цинично замечает герой. последняя сцена объяснения печорина и мери вызывает острое сочувствие к несчастной девушке. даже самому печорину «стало жаль ее». но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся над ней. и княжне остается только страдать и ненавидеть его, а читателю – размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.

Популярно: Литература