Есть ответ 👍

F26427v7526vb5620v 234141314 g25235v 5v2452v452 v5342v254\2

171
311
Посмотреть ответы 1

Ответы на вопрос:


Политический упадок халифата становится заметным в правление халифа ал-мамуна. оно сплошь занято борьбой с внутренними восстаниями, особенно с восстанием бабека. непопулярный в арабской среде багдада ал-мамун опирался на иранских дихканов, поддержавших его в борьбе за престол с его братом ал-амином, и их предоставлением ряда высоких постов в государстве и обширных земель. хорасан стал фактически полунезависимым и наследственным наместничеством (эмиратом) дихканской семьи тахиридов (821—873). к 821 г. четыре брата из дихканского рода саманидов получили обширные владения в мавераннахре, позднее слившиеся в эмират саманидов. еще раньше на территории современных туниса и алжира сложился полунезависимый эмират во главе с династией аглабидов (800—909). в 868 г. сложился такой же эмират в египте (тюркская династия тулунидов). в 875 г. возродилось царство багратидов в армении. появились другие более мелкие княжества. полунезависимые эмиры поминали халифа в  молитве, чеканили монету с его именем на первом месте (сикка) и посылали ему часть податных сумм со своих владений (позднее перестали посылать и эти суммы), но не допускали вмешательства центральной власти в своими владениями. помимо таких полунезависимых феодальных княжеств, признанных халифом и получивших от него инвеституру (знаками ее считались жалованная грамота и знамя, посылавшиеся халифом эмиру-вассалу), появились феодальные владетели, захватившие власть на местах при оружия, без признания со стороны халифа, так называемые мутагаллибы (араб. «захватчики, тираны»). так с первой четверти ix в. начался процесс политического распада халифата, растянувшийся до середины x в. он был вызван многими причинами. это были: различный уровень развития разных его областей, отличавшихся также по этническому составу, религии и культуре; единство этих областей возможно было только до тех пор, пока военная мощь халифата не была поколеблена; рост крупной феодальной земельной собственности — безусловной (мульк) и особенно условной (икта) за счет феодально-государственной собственности; крестьянские и народ-но-освободительные восстания, хотя и подавленные, но все же постепенно расшатавшие военную мощь халифата. уже халиф ал-мамун мог убедиться, что арабские племенные ополчения не способны справиться с крупным народным движением, каким было, например, восстание бабека, и ненадежны как опора династии. при халифе ал-мутасиме гвардия была реорганизована. теперь она [146] пополнялась из степей восточной европы и нынешнего казахстана юными рабами — тюрками (отчасти также славянами и темнокожими африканцами). воспитанные при дворе, эти юноши — «гулямы» (араб, «юноша, молодец», также «раб», «военный слуга») — поступали в конную гвардию халифа, проходили в ней службу и, случалось, достигали высоких чинов. пешие же гвардейские части формировались главным образом из наемников — дейлемитов 2. смысл этой реформы заключался в том, чтобы создать военную силу, вполне чуждую населению халифата, всем обязанную халифу и, как предполагалось, вполне преданную ему, а потому готовую подавлять и народно-освободительные восстания и мятежи феодалов на местах. но гвардия гулямов, привилегированная и щедро оплачиваемая, скоро настолько усилилась, что стала диктовать свою волю халифу. в 861 г. гулямы убили халифа ал-мутаваккиля, которым были недовольны, а затем до 870 г. четыре халифа аббасида последовательно возводились на престол и затем свергались тюркскими гвардейцами. халифы стали марионетками в руках командиров гвардии. к началу x в. под непосредственной властью аббасидского халифата оставались только арабский ирак и западный иран. к 945 г. эти области были захвачены войсками иранской династии бундов (935— 1055). с тех пор аббасидские халифы фактически были лишены политической власти, сохранив только призрачную духовную власть.

Популярно: История