Ответы на вопрос:
ответ:
объяснение:
развитие идей анархизма в xix веке
анархизм - это социально-философское революционное учение, целью которого является создание разветвленной сети самостоятельных, но обязательно сообщающихся между собой коммун, уничтожение государства и построение свободного, подлинно коммунистического общества, реально обеспечивающего принцип автономизма личности.
автономизм (автономность) личности - это не просто независимость, суверенность и свобода личности, это способ существования человека в мире и обществе, при котором формируется и раскрывается его никем не подавляемая индивидуальность.
1. истоки
элементы анархического мировоззрения, отдельные философские идеи протоанархического характера насчитывают много веков. стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. эту тенденцию, представленную античными софистами и киниками, китайскими даосами, средневековыми европейскими анабаптистами и духоборами, диггером дж. уинстенли, французским писателем франсуа рабле, еретиком ф.косым, французским мыслителем конца 18 века с.марешалем и другими, можно охарактеризовать именно как протоанархизм.
однако анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден реалиями нового времени. лишь с конца xviii столетия, когда европа вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм - сначала как философское учение, а затем как важная часть революционного, освободительного движения.
возможно, анархизм, стал реакцией на достижения и неудачи великой французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым буржуазным отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности и выражения народных интересов.
анархизм окончательно сформировался и самоидентифицировался в 1830-1840-е гг. - в борьбе и полемике с двумя другими влиятельными течениями, также порожденными французской революцией - буржуазным либерализмом и государственным социализмом. если первый подчеркивал значение политической свободы гражданина (впрочем, признавая необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства), то второй поднимал на щит социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную государственную регламентацию. девизом же анархизма, боровшегося на оба фронта, можно считать знаменитые слова михаила бакунина: "свобода без социализма есть привилегия и социализм без свободы есть рабство и скотство".
2. теоретики анархизма
уильям годвин и макс штирнер
первыми глашатаями анархизма выступили вильям годвин (1756–1836) и макс штирнер (иоганн каспар шмидт; 1806–1856). в книге годвина «исследование о политической справедливости и ее влиянии на всеобщую добродетель и счастье» (1793) и в работе штирнера «единственный и его собственность» (1844) были обозначены контуры анархического мировоззрения. оба мыслителя попытались обосновать необходимость уничтожения государства и децентрализации общественной жизни и производства, доказать противоположность интересов общества и государства. однако взгляды упомянутых теоретиков анархизма совпадали далеко не во всем.
годвин исходил из тезиса о доброй природе человека, на которую дурно влияют государственные институты, и предложил анархо-коммунистическую программу социальных преобразований. в центре построений штирнера – уникальная личность, единственный; эту личность нельзя свести к каким-либо социальным ролям и проявлениям. мыслитель призывал человека низвергнуть надличностные (идеологические) фетиши и деспотические учреждения, осознать свои истинные интересы и, соединяясь с другими – тоже единственными – личностями, начать борьбу за свое освобождение.
годвин, оставаясь идей просвещения, еще верил в великую силу слова, в возможность преобразовать общество путем пропаганды. штирнер уже не считал возможным надеяться на добрую волю правительств и буржуазии. он признает необходимость рабочих забастовок, экспроприации собственности и создания свободного «союза эгоистов». однако акцент в книге мыслителя делается не на проповеди социальной революции, а на призыве к «восстанию личности».
так сразу обозначились два направления анархической мысли – философски-индивидуалистическое, подчеркивающее уникальность отдельной личности, и социологически-коммунистическое, в основном построением свободного и справедливого общества. при этом воззрения годвина и штирнера дополняют друг друга. возникшие впоследствии многочисленные анархические течения основывались на различных вариантах сочетания и совмещения стремлений к свободе и к социальной справедливости.
и годвин, и штирнер были одинокими мыслителями, не слишком вовлеченными в общественную жизнь. ни тот, ни другой еще не обозначали свои взгляды как анархические.
анархисты отрицают полезность подавления одних людей другими и привилегии одних участников общественного процесса по отношению к другим, предлагая заменить любые механизмы государственного принуждения свободным сотрудничеством индивидов. по мнению анархистов, общественные отношения должны основываться на личной заинтересованности, добровольном согласии и ответственности каждого участника.
Популярно: История
-
тигр18721.07.2020 01:56
-
СергейПеро13.11.2021 04:09
-
хочуха0406.12.2021 18:51
-
12Go1206.11.2020 11:32
-
маша275023.09.2021 19:46
-
mahotinvasili12.12.2020 23:18
-
makc59p0dpo221.02.2021 04:36
-
felikstatenko220.03.2021 04:12
-
Мари789018.07.2021 03:59
-
potapovp01613.09.2021 02:56