Ответы на вопрос:
достоянием крестьян было кружево, плетеное из льна, что вполне соответствовало тем тканям — холсту, крашенине, пестряди — которые оно украшало. у него не было развитых узоров в силу исключительно численного способа плетения. оно служило отделкой крестьянской одежды и существовало в форме края или прошвы. численный способ плетения обусловил в основном характер узоров. основой кружевных промыслов в боровском и лихвинском уездах было мерное многопарное кружево в форме прошвы и края. стилистически калужское промысловое кружево близко кружеву подольскому. это кружево многопарное, с цветочными рисунками на тюлевом фоне, с тонкими решетками, со сканью обводов. калужское промысловое кружево характеризует особая тонкость, явное предпочтение тюлевому фону, легкие растительные узоры. искусно выполненные работы калужских мастериц удостаивались дипломов на выставках, о чем свидетельствуют архивные документы.
значительным явлением в народном искусстве калужского края являлась художественная керамика. среди цеховых знамен калужских ремесленников можно увидеть знамя с надписью «кафельный». расцвет изразцового производства в губернии относится к xviii веку. в топографическом описании калужского наместничества 1785 года значится десять кафельных заводов, а в 1857 количество их сократилось до двух. последняя четверть 18 века совпадает с образованием калужского наместничества, и расцвет изразцового производства в губернии в это время можно объяснить масштабами строительства. в это время в моде были изразцовые печи с крупными ампирными рисунками по всему зеркалу, нередко датированные. еще в 1944 году такие печи можно было увидеть в некоторых домах калуги. в кокм находятся изразцовые печи, датированные 1759 годом, с изящными и сюжетными панно. калужские изразцы вывозились в москву и другие губернии. известно, в частности, что калужские изразцовые печи украшали здание малороссийской коллегии в глухове.
изготовление калужской глиняной игрушки, которая известна в настоящее время больше как хлудневская игрушка, по этнографическим материалам во многом связывается с праздничными гуляньями — ярилками. они проходили на пасхальной неделе в селах и городах губернии. здесь необходимы были традиционные «свистульки», «сопелки», в виде козы, конька, медведя, бабы с гусем, птички, вылепленные из глины, без поливы, с яркой раскраской. само название праздника — ярилки — происходит от имени древнего славянского бога солнца — ярилы. имена ярилы, купалы, богов языческого пантеона, сохранила народная память в топонимике, в праздниках весенне-летнего цикла. утрачена магическая и заклинательная сущность древнего действа, но калужская глиняная игрушка во всем своем комплексе бессознательно донесла до наших дней древние вятические формы, сохранила в механической передаче апотропейное значение образа.
в настоящее время проблема использования традиций народного искусства в современном художественном процессе остается актуальной не только для искусствоведов и , но и для мастеров декоративно-прикладного искусства.
Популярно: Музыка
-
Никитка9090913.10.2020 07:45
-
Elsh77728.12.2022 15:30
-
DEKTG01.05.2021 16:08
-
НЕВЕСОМАЯ6706.05.2023 01:08
-
dimka2zab09.11.2021 08:33
-
ХУХ0000104.04.2020 14:29
-
gorodo06.06.2020 13:11
-
Xenia200528.09.2020 23:31
-
NastiaZaic11.01.2023 00:37
-
superminikotik19.02.2020 23:49