Ответы на вопрос:
ответ:
объяснение:
летописи— с xi по xviii в. до сер. xvi в., времени ивана грозного, они были основным видом повествования, лишь с этого времени "уступая первенство другому жанру — хронографам. л. составлялись в монастырях, при дворах князей (а потом и царей), в канцеляриях митрополитов. летописцы почти никогда не были частными лицами, а ыполняли поручение или заказ духовных или светских властителей, отражали интересы определенных групп людей. именно поэтому л. нередко противоречили друг другу не только в оценках событий, но и в собственно фактической основе, что создает значительные трудности для исследователей летописания и , на основании действительный ход событий.
по мнению большинства ученых, последователей акад. а. а. шахматова, л. обретает устойчивую форму и начинает систематически вестись с сер. xi в. древнейшей из дошедших до нас л. является повесть временных лет. уже этот летописный свод нач. xii в. отличает сочетание собственно погодных записей с памятниками иных жанров и даже документами. в повесть временных лет вставлены тексты договоров с византией, предания о возникновении киево-печерского монастыря, изложение священной в форме рассказа “философа”, побуждавшего князя владимира к принятию христианского вероисповедания, и т. д. подобный синкретический характер л. сохранит и позднее в дальнейшем. особый интерес представляют так называемые летописные повести — сюжетные рассказы о наиболее значительных событиях отечественной .
до настоящего времени сохранилось несколько сотен списков л. (некоторые л. известны в нескольких списках, другие — в единственных), и учеными выделено по крайней мере несколько десятков летописных сводов. сводом является, собственно говоря, каждая л., так как соединяет в себе — в переработанном, сокращенном или, напротив, дополненном виде — предшествующую л. и записи о событиях последних лет или десятилетий, принадлежащие самому летописцу. сводный характер л. сделал возможным тот путь исследования летописания, который был открыт и развит акад. шахматовым. если две или несколько л. до определенного года между собой, то из этого следует, что либо одна списана с другой (это встречается редко), либо у них был общий источник, доходящий до этого года. шахматову и его последователям удалось определить целую цепь летописных сводов, предшествовавших дошедшим до нас л. xiv—xvii вв.: сводов xiv, xv и более ранних веков, вплоть до xi в. конечно, определение точной даты и места составления сводов носит гипотетический характер, но эти гипотезы, опирающиеся на реально дошедшие до нас тексты и взаимоотношения между ними, позволяют ориентироваться в памятниках, вошедших в уже полтораста лет серию — “полное собрание летописей”
летописным сводом содержащим изложение древнейшей руси, является повесть временных лет. л. княжеств xii—xiii вв. дошли до нас в составе ипатьевской л. (см. летопись ипатьевская). летописные своды ростова великого, владимира и переяславля суздальского конца xii— нач. xiii в. лучше всего сохранились в составе лаврентьевской и радзивиловской л. (см. летопись лаврентьевская, летопись радзивиловская), а также летописца переяславля суздальского. летописный свод, связанный с митрополитом киприаном и доведенный до 1408 г., дошел в троицкой л., сгоревшей в московском 1812 г.
около 1412 г. был создан летописный свод в твери, отразивший дополненную переработку летописного свода конца xiv— нач. xv в., близкую к троицкой л. он отразился в симеоновской л. (псрл.— т. 18) и рогожском летописце (псрл.— т. 15.—вып. 1). другим источником рогожского летописца был тверской свод 1375 г., отразившийся также в тверском сборнике xvi в. (псрл.—т. 15). особый интерес представляет , так называемый новгородско-софийский свод, составленный, по-видимому, в 30-х гг. xv в. (часто его определяют как “свод 1448 г.”) и включивший расширенные летописные повести о битве на калке, нашествии батыя и отсутствовавшие в троицкой л. рассказы о борьбе тверских князей с татарами, пространные редакции повестей о куликовской битве, повесть о нашествии тохтамыша, “слово о житии дмитрия донского” и т. д. свод этот, составленный, по-видимому, при митрополичьей кафедре во время феодальной войны в москве, соединил летописание с новгородским. свод дошел в софийской i л. (псрл.—т. 5; 2-е изд. не завершено: в 1925 г. вышел только первый выпуск этого тома) и новгородской iv л. (т. 4, вып. 1 и 2; 2-е изд. не завершено).
первые памятники московского великокняжеского летописания, дошедшие до нас, сложились не ранее сер. xv в. летописный свод 1472 г. отразился в вологодско-пермской л. (псрл.—т. 26) и никаноровской л. (псрл.— т. 27). в основе его лежал новгородско-софийский свод, отредактированный великокняжеским летописцем (исключившим, в частности, упоминание о новгородских вольностях).
Популярно: История
-
матвей46701.01.2022 05:19
-
denbulking30.10.2020 20:36
-
tuiyty13.12.2021 14:45
-
miwe1014.01.2021 07:29
-
seny060015.02.2020 06:56
-
anna1834107.01.2023 17:43
-
evelinastepenko06.08.2020 02:10
-
diana2007ru12.09.2022 22:07
-
DestroyMe08.05.2021 15:25
-
mm052801809.01.2022 15:10