Есть ответ 👍

Какие художественные приёмы передать пафос творческого восторга фауста и злобную иронию близкого к своей победе мефистофеля в данном фрагменте ? факелы. впереди мефистофель в качестве смотрителя работ. мефистофель эй, эй, сюда, сюда скорей, сюда, народ понурый, из жил, и связок, и костей скроенные лемуры! лемуры (хором) куда нас хочешь посылай, но, в некотором роде, слыхали мы, что целый край нам отдан под угодья. мы взяли колышки для вех и цепи для промера, но для чего ты звал нас всех, забыли землемеры. мефистофель я вам работу одну; меж вами рослый самый пускай растянется в длину, по нем и ройте яму. как рыл отец ваш для отца кладбищенскую глину, переселенцу из дворца копайте домовину. один из лемуров (копая землю, с ужимками) в дни молодости и проказ на все хватало силы. где можно, я пускался в пляс, и все мне с рук сходило. дала мне старость по горбу, и в яму я свалился. и вылетело все в трубу, в гробу я очутился. фауст (выходит ощупью из дворца, хватаясь за дверные косяки) как мне приятен этот стук лопат! рабочие, их разобрав, толпою кладут границу бешенству прибоя и, как бы землю примирив с собою, возводят, вал и насыпи крепят. мефистофель (в сторону) на мельницу мою ты воду льешь. плотиной думая сковать буруны, морскому черту, старику нептуну, заранее готовишь ты кутеж. в союзе с нами против вас стихии, и ты узнаешь силы роковые, и в разрушенье сам, как все, придешь. фауст надсмотрщик! мефистофель здесь! фауст усилий не жалей! задатками и всевозможной льготой вербуй сюда работников без счету и доноси мне каждый день с работы, как подвигается рытье траншей. мефистофель (вполголоса) на этот раз, насколько разумею, тебе могилу роют, - не траншею. фауст болото тянется вдоль гор, губя работы наши вчуже. но чтоб очистить весь простор, я воду отведу из лужи. мильоны я стяну сюда на девственную землю нашу. я жизнь их не обезопашу, но благодатностыо труда и вольной волею украшу. стада и люди, нивы, села раскинутся на целине, к которой дедов труд тяжелый подвел высокий вал извне. внутри по-райски заживется. пусть точит вал морской прилив, народ, умеющий бороться, всегда заделает прорыв. вот мысль, которой весь я предан, итог всего, что ум скопил. лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил. так именно, вседневно, ежегодно, трудясь, борясь, опасностью шутя, пускай живут муж, старец и дитя. народ свободный на земле свободной увидеть я б хотел в такие дни. тогда бы мог воскликнуть я: "мгновенье! о как прекрасно ты, повремени! воплощены следы моих борений, и не сотрутся никогда они". и это торжество предвосхищая, я высший миг сейчас переживаю. фауст падает навзничь. лемуры подхватывают его и кладут на землю. мефистофель в борьбе со всем, ничем ненасытим, преследуя изменчивые тени, последний миг, пустейшее мгновенье хотел он удержать, пленившись им. кто так сопротивлялся мне, бывало, простерт в песке, с ним время совладало, часы стоят. хор стоят. молчат, как ночь. упала стрелка. делу не .

120
197
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:


пафос творческого восторга фауста передать

риторические восклицания: как мне приятен этот стук лопат! надсмотрщик! усилий не жалей! ; мгновенье!   \ о как прекрасно ты, повремени! ;

гиперболы: мильоны я стяну сюда; внутри по-райски заживется.

синекдоха: пускай живут муж, старец и дитя.

злобную иронию мефистофеля :

ирония: эй, эй, сюда, сюда скорей,   \ сюда, народ понурый,   \ из жил, и связок, и костей   \ скроенные лемуры!

сравнение: по нем и ройте яму.   \ как рыл отец ваш для отца   \ кладбищенскую глину;   и ты узнаешь силы роковые,   \ и в разрушенье сам, как все, придешь;

антитеза: тебе могилу роют, - не траншею.

метафоры: преследуя изменчивые тени; с ним время совладало.


Основную опасность для россии гоголь видел в попытках ее внешних врагов уничтожить государственность как таковую, используя для этого как собственные силы, так и подрывные элементы в самом российском обществе.

Популярно: Литература