Есть ответ 👍

Душевная деградация человека в рассказе "ионыч"​

162
467
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

Den5220
4,4(77 оценок)

ответ:

центральная проблематика рассказа «ионыч» – проблема духовной деградации личности.

кротость характера, способность идти на жертву, бескорыстие и всепрощающая любовь даны не каждому. молодой земский врач дмитрий ионыч старцев, недавно приехавший в губернский город с. , стоит в начале жизненного пути. он влюбился в женщину, которая не любила его и ответить взаимностью была не способна.

любовь у чехова означает полное принятие человека вплоть до мельчайших деталей образа. старцев, переполненный любвью, словно не слышит какофонии звуков, когда его возлюбленная старательно бьет по клавишам рояля: он лиши видит екатерину ивановну и восхищается ею. звук «заглушается» визуальным впечатлением. «…екатерина ивановна, розовая от напряжения, сильная и энергичная, с локоном, упавшим на лоб, нравилась ему» .

ионыч мучился, пытался объясниться с екатериной ивановной, но был осмеян. на кладбище, где ему назначено свидание, он чувствует себя среди крестов и могил заживо похороненным. «…он вообразил самого себя мертвым, зарытым здесь на веки… » в состоянии, близком к отчаянию и нервному срыву, он бродит по кладбищу. «…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало… »

внезапно происходит резкое изменение: вокруг старцева исчезает романтический «мир, не похожий ни на что другое» , который становится обыденным и тусклым. чехов использует здесь театральный прием смены декораций. «о точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг все потемнело кругом» .

разочарование охладило и отрезвило ионыча раз и навсегда. дмитрий ионыч старцев начинает рассуждать более трезво и практически. «…в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал: «остановись, пока не поздно! пара ли она тебе? она , капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач… » дмитрий ионыч делает предложение и получает отказ, на этом первая часть рассказа, похожая на романтическую пьесу о неразделенной любви, заканчивается. после отъезда екатерины ивановны старцев занимается работой и вскоре забывает о своей любви, но эта делает его другим человеком. он теряет способность к необдуманным поступкам: страсти и душевные порывы оказываются подавленными «холодным, тяжелым кусочком» разума. в конце рассказа он смотрит на людей с высоты достигнутого положения, взглядом рационалиста и циника. чувства полностью иссушаются, и с сухая расчетливость ионыча становится в его характере главной чертой.

работа сама по себе не приносит счастья герою. по чехову, работа тогда становится спасительной, когда она направлена на благо других, без личной корысти и выгоды. разлагающая роль денег в этом рассказе становится центральной темой. деньги и благородство натуры, деньги и профессия врача не совместимы. деградация личности выражается и в том, что свободное время герой растрачивает попусту. скуку и тоску он пытается побороть, предаваясь какому-нибудь бесцельному занятию. таким занятием, лишь бы убить время, у чехова выступает наряду с пьянством игра в карты.

«от таких развлечений, как театр и концерты, он уклоняется, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением» .

здравомыслящий ионыч прекрасно понимает свое положение в городе с. , но не тоскует по этому поводу и ничего не хочет изменить. самоуспокоенность, нежелание изменить свою жизнь – это признак духовной деградации. «как мы поживаем тут? да никак. старимся, полнеем, опускаемся» .

героем рассказа стал средний человек. если же в обществе таких людей большинство, то такое общество безнадежно – вывод, к которому приходит писатель

объяснение:


Замысел цикла повестей об украине возник у н. в. гоголя, по-видимому, в 1829 году. к этому времени относятся его письма к родным с просьбой сообщать "об обычаях малороссиян". присылаемые ему сведения заносились гоголем в тетрадь записей "книга всякой всячины" и затем использовались в его повестях.          работа над "вечерами" продолжалась в течение нескольких лет. сначала появилась первая книга повестей "вечера на хуторе близ диканьки, изданные пасичником рудым паньком", а затем вышла вторая часть.          книга гоголя получила высокую оценку а. с. пушкина, оказавшую влияние на первые критические отзывы о "вечерах". пушкин писал издателю " прибавлений к " инвалиду": "сейчас прочел "вечера близ диканьки". они изумили меня. вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. а местами какая поэзия! какая чувствительность! все это так необыкновенно в нашей нынешней , что я доселе не образумился. поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов. ради бога, возьмите его сторону, если журналисты, по своему обыкновению, нападут на неприличие его выражений, на дурной тон и проч.".          юмор и поэтичность повестей гоголя были отмечены пушкиным и в рецензии в "современнике" на второе издание "вечеров": "все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинкам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой. как изумлялись мы книге, которая заставила нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен фонвизина! мы так были молодому автору, что охотно простили ему неровность и неправильность его слога, бессвязность и неправдоподобие некоторых "          в. г. белинский в своих отзывах неизменно отмечал художественность, веселость и народность "вечеров на хуторе близ диканьки". в " мечтаниях" он писал: "г-н гоголь, так мило прикинувшийся пасичником, принадлежит к числу необыкновенных талантов. кому неизвестны его "вечера на хуторе близ диканьки"? сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности! "          в статье "о повести и повестях г. гоголя" белинский вновь возвратился к оценке "вечеров": "это были поэтические очерки малороссии, очерки, полные жизни и очарования. все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. гоголя. это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная, как поцелуй любви".          ознакомившись с "арабесками" и "миргородом", белинский заговорил о реализме как отличительном характере творчества гоголя. белинский указывал, что критика неправильно обратила внимание читателей только на юмор гоголя, не затронув его реализма. он писал, что в гоголевских "вечерах на хуторе", в повестях "невский проспект", "портрет", "тарас бульба" смешное перемешано с серьезным, грустным, прекрасным и высоким. комизм отнюдь не есть господствующая и перевешивающая стихия таланта гоголя. его талант состоит в удивительной верности изображения жизни в ее неуловимо-разнообразных проявлениях. нельзя видеть в созданиях гоголя один комизм, одно           реализм "вечеров на хуторе близ диканьки" отмечен белинским и позже: "поэт как бы сам любуется созданными им оригиналами. однако ж эти оригиналы не его выдумка, они смешны не по его прихоти; поэт строго верен в них действительности. и потому всякое лицо говорит и действует у него в сфере своего быта, своего характера и того обстоятельства, под влиянием которого оно находится. и ни одно из них не приговаривается: поэт верен действительности и часто рисует комические черты, без всякой претензии смешить, но только покоряясь своему инстинкту, своему такту действительности".

Популярно: Литература