Есть ответ 👍

Произведения ахмета байтурсынова,а именно стихи,басни и другие произведения!

295
319
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:


cтихи

“как живут казахи”.  

мы стаей гордых птиц взмывали в синеву,

летали по степи, плечом к плечу в строю.

огонь проклятья опалил нас, лишил крыльев,

что стало с нами? я тебя спрошу.

алаша люди, все нас знали:

остался ль кто, не взвешенный весами?

бахвалящихся стало много,

что толку в них? в них толку никакого.

и пустозвоны есть, слагают гладко,

наговорив, куда-то исчезают гадко.

а юные джигиты… да что о них твердить?

не могут шагу без отцов ступить!

и аксакалы сгорбились. их главное чаянье –

найти сегодня пожирней питанье.

слабы характером, душой добры,

довольны малым, люди есть, они почти рабы.

кто без добродетели, – они жадны, так как богаты,

богатство их, однако, шатко так, как бедняка хата.

но больше всех тех, кто спит спокойно, мирно,

им ничего не надо, они живут смирно.

средь них и мы с тобой живем (иль

нося последнюю рубашку, мы ликуем.

но что за польза от твоего искусства и познанья,

коль пользованья нет ему, тебе – признанья?

сплошное горе, что описал в письме,

казахи, потеряв свой дух, несут в себе.

богатый жаждет золота, ученый – чина,

а о судьбе народа нет забот ни одному мужчине.

“новые традиции казахов”

мы были белыми гусями,

едиными и равными в строю,

парили вольными над чистыми лугами,

ныряли в родниковую струю.

невесть откуда взявшийся ,

огнем всю нашу доблесть, честь слизал.

лишь у немногих тлеет сердца жар,

у большинства – его пожрал…

сегодня много бьющих в грудь себя,

свою предусмотрительность хваля.

умишка лишь на то хватает им,

чтобы хватать себе в ущерб другим.

сегодня стало много болтовни,

делячества, снобизма напоказ,

но деловитость, только пальцем ткни,

как пыль с кошмы, слетит бесследно враз.

богатых также много развелось,

но толк от них – напиться горьких слёз,

а больше всех – любителей поспать,

носителей пустых мечтаний, грёз…

увы, нет больше ценностей у нас,

богатым нужен скот,

ученым – власть,

и мало уж кому – народ…

(1908 г.)

современное бытие казахов

мы в утлой, старой, ветхой лодке

сидим без весел, без ветрил.

дёрем мы, споря, свои глотки,

плывем… а сумрак путь затмил.

плывем туда, куда нас волны,

как щепку могут отнести.

одни проклятия и стоны

никак не смогут нас спасти.

и до судьбы такой плачевной

мы не сегодня добрались,

уже давно, единство предав,

мы по лачугам разбрелись.

сшибаясь, грызлись мы друг с другом,

считали сена каждый стог…

устав терпеть вражду и ругань,

другим угодья отдал бог.

вот тут-то мы и прослезились:

“пристать бы к берегу, вот-вот…”

но с мыслью многие смирились:

“что отнял бог, то бог вернет”.

(1909 г.)

“сеятель человечности”

посеять человечность он решил

в сердцах, изнутри,

для всех несчастных, не жалея сил,

трудился от зари и до зари.

сей труд напрасным обречен был быть:

рабы привыкли лишь по-рабски жить.

покорно двуногий скот

не в силах жалкий рок свой изменить.

не в том ли разве назначение скота,

чтоб резать, ездить, стричь и бить?

хомут на шее должен он носить,

кнут и сапог наездника сносить.

кто роль скота привык прилежно исполнять,

не может на других за свой удел пенять:

погонщик вмиг сошлется на осла,

которого без плетки не поднять

(1908 г.)

моему народу

дружно взяться   ты за дело

неспособен, мой народ,

там где прямо ходят смело,

ты идешь – спиной вперед.

как вороны, дружной стаей

любишь празднества чинить,

ловко выклянчив у баев,

нищенский “зякат” делить.

уравниловку ты любишь,

к даровитым нетерпим.

все брюзжишь да брови супишь,

дескать, что неймется им?

энергичных и толковых

норовишь ты сбить с пути.

любишь серых, безголовых,

чтобы медленней идти.

а когда дойдет до дела,

суетишься, как дитя,

правишь лодку неумело,

навыков не обретя.

если знающий подскажет –

возопишь, как на хулу.

опыт творчества не нажит,

не привык ценить заслуг.

разве в том мы заводные,

чтоб друг другу насолить?

оттого нас бьют чужие,

что готовы им служить…

(1908 г.)

TheCosmos
4,8(8 оценок)

вы когда-нибудь задумывались о том, в чем актуальность произведения "слово о полку игореве"? нет? напрасно, а ведь это довольно интересная тема для размышлений. данное произведение несет в себе события, о которых люди не должны забывать. это не просто произведение, а великий памятник народа, который нужно беречь. посыл автора состоит в том, что люди не должны забывать о своем прошлом. в поэме описывается поход князей на половецкую землю. данная поэма совмещает в себе ноты фольклора, которые воплощены в различных образах. главная цель произведения - объединение земель для достижения общей цели. величие данного произведения в том, что оно "пропитано" духом, силой, мощью. оно настолько сильно духовно, что в сердце любого человека оставит след после прочтения. особенность поэмы состоит в том, что она энергетически подпитывает читателей. произведение отражает в себе весь тот колорит, который влияет на восприятие некоторых моментов картины. у читателя складывается цельный образ земли и быта князей. данный шедевр вам окунуться в прошлое и почувствовать ту атмосферу.

таким образом, друзья, не забывайте о своем прошлом!

Популярно: Литература