Есть ответ 👍

Какие признаки "нутряной россии" заметил игнатич? а.и.солженицын "матрёнин двор"

162
308
Посмотреть ответы 1

Ответы на вопрос:


Поэзия г.р. державина - одно из самых значительных явлений в xviii века. необыкновенно смелый, решительный и независимый характер державина проявился не только в его карьере государственного служащего, но, быть может, еще более - в поэтическом творчестве. одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. это была написанная в 1780 году ода «властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой». в этом стихотворении действительно звучит гневный голос поэта-гражданина, осмеливающегося подняться против царящей вокруг него несправедливости: цари! я мнил, вы боги властны, никто над вами не судья, но вы, как я подобно, страстны и так же смертны, как и я. «властителям и судиям» является стихотворным переложением 81-го псалма - так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к богу. их автор - ветхозаветный царь давид сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг ветхого завета - «псалтырь». в державинской оде лексика и многие образы напоминают нам библейскую поэзию: восстал всевышний бог, да судит земных богов во сонме их.. но, безусловно, содержание оды державина, основанной на этом библейском тексте, связано с современной поэту жизнью российского государства. именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной : доколе, рек, доколь вам будет щадить неправедных и злых? необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается державиным в этом стихотворении, как и во многих цругих: ваш долг есть, охранять законы, на лица сильных не взирать, без , без обороны сирот и вдов не оставлять. ваш долг: спасать от бед невинных, несчастливым подать покров; от сильных защищать бессильных, бедных из оков. но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:   не внемлют! видят - и не знают! покрыты мздою очеса: злодействы землю потрясают, неправда зыблет небеса  вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых» он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости - вот главная мысль державинской оды: и вы подобно так падете. как с древ увядший лист падет! и вы подобно так умрете. как ваш последний раб умрет! не удивительно, что ода «властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но и самой императрицей, как революционная прокламация. ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть признана божественной, а значит, ее неминуемо ждет гнев божий и падение. на смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости: воскресни, боже! боже правых! и их молению внемли: приди, суди, карай лукавых и будь един царем земли! интересно, что во время французской революции в париже именно этот 81 псалом, положенный в основу державинской оды, был перефразирован якобинцами-революционерами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем людовиком xvi, впоследствии казненным. так связалось воедино в творчестве державина древняя библейская мудрость, европейская и российская современность. а для час остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое поистине «вечно» и всегда ново.

Популярно: Литература