Есть ответ 👍

Сочинение на тему "маски пугачева " в рассказе "капитанская дочка" а.с.пушкина.

230
257
Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

svetlana278
4,7(72 оценок)

  в “капитанской дочке” а. с. пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с емельяном пугачевым. в этой повести пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне. при этом он придерживался убеждений, согласно которым в повести должна быть “ эпоха, развитая в вымышленном повествовании”.          предводитель восстания емельян пугачев изображен пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его xviii—xix веков, а талантливым и смелым народным вождем. природные ум, сметка, энергичность, способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. к нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. они уважали пугачева, доверяли ему во всем.          пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. для него нет хороших помещиков и представителей власти. в лице дворян он видит только врагов. поэтому он так беспощаден к капитану миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. но пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. в награду за чарку водки, поднесенную “вожатому” во время бурана, и за заячий тулупчик гринев получает жизнь. три раза испытывал судьбу петр гринев, и три раза пугачев его миловал. “мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей ” и действительно, пугачев проявляет великодушие, когда освобождает машу миронову из рук швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и от- пускает гринева вместе с ней. при этом он наказывает швабрина, приговаривая: “казнить так казнить, жаловать так жаловать”.          при знакомстве с пугачевым гринев убеждается в том, что это совсем не такой человек, каким считали его царские власти. еще при первой их встрече, когда пугачев выступает в роли “вожатого”, гринева поражает хладнокровие этого человека. тогда гринев видит “вожатого” как простого человека, внешность которого тем не менее кажется ему “замечательной”: “он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. в черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское” — так описывает он внешность героя.          пушкин изображает емельяна пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. речь пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. он заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в народе всегда жила вера в “доброго царя”. в его отношениях с подчиненными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно оспорить мнение своего “государя”. “улица моя тесна; воли мне мало. мои умничают. они воры. мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою”, — с горечью осознает пугачев, которого уже не радует власть. герой понимает, что он всего лишь самозванец. он чувствует свою обреченность и живет только надеждой на будущее.          и все же главное в образе емельяна пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. он ассоциирует себя с орлом, который живет “всего-навсего только тридцать три года”, но зато пьет “живую кровь”.          подчеркивая в пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, пушкин показывает в этом человеке лучшие черты национального характера. но пушкин далек от идеализации пугачева — предводителя крестьянского восстания. автор “капитанской дочки” отдает предпочтение реформам перед революцией, он не приемлет кровопролития. именно поэтому мы читаем в повести его ставшие широко известными слова: “не бог видеть бунт, бессмысленный и беспощадный! ” расценивая пугачевское восстание не иначе, как бессмысленный бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в повести злодейства пугачевцев. он пытался воссоздать восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить, что этот замысел пушкин мастерски реализовал.
AVRORA444
4,6(53 оценок)

в крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец прокл севастьяныч. мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промёрзлой земле. вдова крестьянина, дарья, шьёт саван покойному мужу.

у судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу — все они легли на плечи крестьянки. но несмотря на страдания, «есть женщины в селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт! ». в ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. за труд ей воздаётся сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

такой женщиной была и дарья, вдова прокла. но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно на её быстрые руки, сшивающие саван.

сведя к соседям зазябнувших внуков, машу и гришу, мать и отец обряжают покойного сына. при этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдаётся наружу слез — как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. и только потом, когда последний обряд совершён, наступает время для причитаний.

суровым зимним утром савраска везёт хозяина в последний путь. конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с проклом в извоз. занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился прокл. как ни лечили кормильца : окатывали водой с девяти веретён, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе — прокл уже не поднялся.

соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с богом идут по домам. воротившись с похорон, дарья хочет и приласкать осиротевших , но времени на ласки у неё нет. она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

по дороге через блестящую от снега равнину в глазах дарьи показываются слезы — должно быть, от и только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. не отерев слез, дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовёт его, с ним ».

она вспоминает свой сон перед стасовым днём. во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; дарья взывала к мужу о , но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь. дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа в том непосильном труде, который её теперь ожидает. она представляет зимние без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. с мыслями о сыне приходит страх за то, что гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

сложив дрова на дровни, дарья собирается домой. но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». и тут к ней подбирается мороз-воевода, обходящий свои владенья. он машет над дарьей ледяной булавой, манит её в своё царство, обещает приголубить и

дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. с нею дети, любимый муж, под сердцем у неё бьётся ребёнок, который должен появиться на свет к весне. заслонившись от солнца, дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят прокл, маша,

во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.

белка роняет на неё ком снега, а дарья стынет «в своём заколдованном ».

Популярно: Литература