Какие идеалы отстаивал купец калашников, вступая в поединок с кирибевичем? (произведение м. ю. лермонтов "песня про купца калашников")
Ответы на вопрос:
но рассказ о семейной беде калашникова, о его единоборстве с опричником и казни отважного купца — это уже не застольная песенка, предназначенная для увеселения царя и его приближенных. эта простая и трагическая повесть доводится до сведения народа.
избранный лермонтовым способ повествования потребовал, разумеется, использования художественных средств, характерных для народной поэзии:
мы сложили ее на старинный лад,
мы певали ее под гуслярный звон
и причитывали да присказывали.
в то же время стилизации произведения под народную поэзию ярче проступают те черты калашникова, которые традиционны для образа народного героя. являясь главой семьи и для своей жены и детей; и для младших братьев, калашников четко осознает свою ответственность и за материальное благополучие своих близких, и за их доброе имя. именно чувство ответственности и забота о дальнейшей судьбе семьи тревожит калашникова, а не собственная участь, когда он навлекает на себя гнев царя. не о помиловании для себя просит «удалой купец», а о царском покровительстве для своих родных:
прикажи меня казнить — и на плаху несть
мне головушку повинную;
не оставь лишь малых детушек,
не оставь молодую вдову
да двух братьев моих своей
высокий идеал чести толкает калашникова на бой с опричником. подозрение, что жена могла поступить не так, как полагается согласно этому идеалу, заставляет степана парамоновича сурово заговорить с аленой дмитревной: уж ты где, жена, жена шаталась?
на каком подворье, на площади,
что растрепаны твои волосы,
что одежа твоя вся изорвана?
уж гуляла ты, пировала ты,
чай, с сынками все
не на то пред святыми иконами
мы с тобой, жена,
чувство ответственности за родных, непоколебимость нравственных устоев, готовность отстаивать их до последнего вздоха — все это сближает образ калашникова с образами былинных богатырей, заступников руси. опричнина, введенная иваном грозным, была страшным несчастьем для всей россии. по свидетельствам , опричники могли делать все, что им заблагорассудится. они подчинялись только царю, который не ставил преград их беззакониям. обида, нанесенная опричнику, сурово каралась, словно она была нанесена самому царю. недюжинную смелость нужно было иметь, чтобы открыто признаться, как калашников:
я скажу тебе, православный царь:
я убил его вольной волею,
а за что, про что — не скажу тебе,
скажу только богу единому.
Популярно: Литература
-
Vip6longin31.07.2022 12:15
-
Messi11111111111111130.12.2022 13:21
-
Mukadas120815.01.2023 00:33
-
yoonnie413811.01.2022 22:31
-
Bananthic17.07.2021 14:58
-
Полина333300099904.05.2020 16:05
-
AliceMysova19.09.2020 07:05
-
Ками529.12.2022 17:34
-
MaXD133704.10.2020 07:00
-
thymbalovajulia27.11.2020 15:15