Ответы на вопрос:
В"борисе годунове" переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа. пушкин избрал бориса годунова-правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. именно такой царь позволял выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу. борис годунов у пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. но для реализации своих намерений ему нужна власть. а власть дается лишь ценой преступления, -ступени трона всегда в крови. борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но безошибочное чувство народа заставляет его отвернуться от "царя-ирода". покинутый народом, борис, вопреки своим благим намерениям, неизбежно делается тираном. венец его политического опыта-циничный урок: милости не чувствует народ: твори добро-не скажет он ; грабь и казни-тебе не будет хуже. но и путь народа трагичен. в изображении народа пушкин чужд и просветительского оптимизма, и романтических жалоб на чернь. однако и позиция народа противоречива. с одной стороны, народ у пушкина обладает безошибочным нравственным чутьем, -выразителями его в трагедии являются юродивый и пимен-летописец. так, общаясь в монастыре с пименом, григорий отрепьев заключает: борис, борис! все пред тобой трепещет, никто тебе не смеет и напомнить о жребии несчастного младенца — а между тем отшельник в темной келье здесь на тебя донос ужасный пишет: и не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от божьего суда. с другой стороны, народ в трагедии политически наивен и , легко передоверяет инициативу боярам: " бояре, не нам ". встречая избрание бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем "царя-ирода". именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает к нему симпатии народа. негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца. поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос-мужика на амвоне: народ, народ! в кремль! в царские палаты! ступай! вязать борисова щенка! народное восстание победило. но пушкин не заканчивает этим своей трагедии. самозванец вошел в кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство. роли переменились: сын бориса годунова, юный федор- теперь сам "гонимый младенец", кровь которого с почти ритуальной фатальностью должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец. в последней сцене на крыльцо дома бориса выходит мосальский со словами: "народ! мария годунова и сын ее феодор отравили себя ядом. (народ в ужасе молчит. ) что ж вы молчите? кричите: да царь димитрий иванович! " жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя-ирода. финальная ремарка: "народ безмолвствует" о многом говорит. эта фраза символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.
Невозможно уловить настроение лирического героя. у него смутные ощущения - "ничего не пойму". он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять "прекрасную душу природы". но в шуме ветра это смятение развеивается. герой слышит "тонко взывающий рог", "зов глашатая медного" и настроение его тотчас же меняется - "сладостен зов мне глашатая медного! " и "мертвые что мне листы!
Популярно: Литература
-
Fantom79220.10.2020 13:24
-
sokolovskaymasha16.05.2022 06:36
-
ulianadmytryk110.05.2021 18:38
-
Елизавета1101103.12.2021 21:41
-
FYBKF19.12.2020 11:19
-
oforange05.09.2021 08:30
-
MariCasanova27.04.2021 16:54
-
MariaBobrova24.06.2020 15:35
-
natachapligina20.07.2022 16:04
-
zlataaug25.12.2021 00:29