Ответы на вопрос:
отношение карамзина к крепостному праву так же, как и его взгляды, представляло достаточно сложное сочетание монархического мировоззрения с влиянием идеалистической философии xviii века, в особенности учения ж. -ж. руссо. будучи убежден, что основой всемирного прогресса является духовное совершенство людей, карамзин — и мыслитель — естественно, выступал против грубого насилия над личностью, «тиранства» даже на царском престоле. так, он хвалил екатерину ii за то, что она «очистила самодержавие от примесей тиранства». с этой же позиции он политику александра i. конечно, как гуманист и сторонник просвещения, он не мог одобрять жестокости крепостнических отношений. автор одной из монографий о карамзине н. я. эйдельман приводит характерный эпизод, освещающий отношение к крепостному праву: «пушкин вспоминал о разговоре, в котором он, оспаривая карамзина, сказал: „итак, вы рабство предпочитаете свободе? ” карамзин вспыхнул и назвал его клеветником». 5 однако порицание «тиранства» не исключало апологетики самодержавия, веры в то, что им держится россия, а следовательно, категорического отрицания насильственной ломки существующего порядка. утверждая самодержавие, карамзин, как , не мог в то же время не видеть связи между институтом феодальной монархии и крепостным правом. отсюда двойственность его отношения к этому вопросу, выразившаяся и в произведениях.
с точки зрения карамзина, требования идеального самодержавия осуществила екатерина ii, и это зависело не только от личности императрицы, но и от общего уровня политического развития.
прежде всего екатерина обходилась без «средств жестоких», т. е. «без казни, без пыток, влияв в сердца министров, полководцев, всех государственных чиновников живейший страх сделаться ей неугодными и пламенное усердие заслуживать ее милость» (64); она допустила свободу высказываний по отношению к ней и к ее мероприятиям; она деятельно работала над усовершенствованием «всех внутренних частей нашего здания государственного» (65) и вела национальную внешнюю политику; но самое главное — екатерина не требовала от россиян ничего противного их совести и гражданским навыкам.
истинное, «мудрое» самодержавие рисовалось карамзину как равнодействующая и созидательная сила, подчиняющая интересам государства аристократию и олигархию, уничтожающая разъединительные тенденции в обществе и предотвращающая анархию .
таким образом, по мысли карамзина, самодержавие ограничивается авторитетом «народности», которую нужно охранять и лелеять, не вмешиваясь в « жизнь» народа.
сегодня наш еликий владыка поручил мне собрать налоги с земледельцев. собрал я краски и кисти, и мы с охраной поплыли в первый дом. долго не хотели земледельцы отдавать зерно, жаловались на гусениц и саранчу. пришлось силой забрать у них 20 мешков зерна которые они задолжали. мы поплыли в следующий дом, там обошлось без проблем. мы обошли еще 10 домов, а вечером поплыли к фараону. он щедро вознаградил нас за проделанную работу.
Популярно: История
-
Nesnayka22812.07.2020 05:08
-
аоп77777777777711.05.2021 13:27
-
marijamihaylow28.01.2020 12:11
-
mariesoe06.02.2021 11:04
-
РАДЖАБ55516.06.2021 13:23
-
Nemosing10.04.2020 02:37
-
дима290109.05.2020 12:27
-
superg6474523.07.2022 07:34
-
8951992masha14.12.2022 00:15
-
Adelina17410.05.2021 07:16